Бизнес в фургоне: как открыть и сколько стоит фуд-трак?
Фуд-трак – интересная идея для бизнеса. Это услуга, которая сама себя рекламирует, продает и доставляет. Все, что требуется – пара человек внутри и вкусная еда.
Андрей Резников – бывший шеф-повар ресторана KITCH’N Brasserie. В какой-то момент он решил открыть собственное дело. Выбор пал на сочетание еды и дорожной романтики. И теперь каждый в Беларуси может попробовать колбаски на гриле из фуд-трака «Шалены кныр». Мы узнали у Андрея, в чем разница между фуд-траками, кафе и уличной торговлей, сколько стоит сам фуд-трак и как быстро может окупиться такой бизнес.
– Как пришла идея открыть фуд-трак и почему выбрали именно такую форму?
– У каждого шеф-повара есть желание самовыражения. Фуд-трак – это один из способов выразить себя. Это как путешествие, что-то романтическое. Много фильмов снято, где есть такие машины, поп-культура продвигает фуд-траки очень активно. Когда сталкиваешься с этим в жизни, оно работает немного по-другому. Сейчас наш фуд-трак – это желание быть ближе к гостю. С определенной концепцией, с определенным продуктом мы можем в любой момент появиться там, где мы нужны. Не гость идет к нам, а мы к нему.
– Почему не кафе или просто уличная торговля?
– Кафе подразумевает более крупные инвестиции. Тем более кафе – это одна дислокация, оно не может перемещаться. У него одинаковая проходимость. Те ребята, которые держат фуд-траки, говорят, что им нравится это, потому что они оказываются в совершенно разных условиях. Мы где-то ездим, меняем дислокации. Разные люди, поток – и разные эмоции. Кому нравится эта концепция, те кайфуют.
В этом году нам удалось поездить. В прошлом году мы стояли на «Песочнице», никуда не ездили, а в этом году попутешествовали по Беларуси.
Сейчас мы совмещаем и фуд-трак, и смарт-бокс. Например, на Верхнем городе фуд-тракам стоять нельзя, но зато «Спадчына» сдает боксы в аренду. Это продолжение концепции. Фуд-трак является хорошей визитной карточкой, на него обращают внимание. А потом люди узнают нас по нашему продукту.
– Что понадобилось для открытия бизнеса? Открыть ИП, получить разрешение от санстанции, набрать людей?
– В начале у меня появился компаньон, который сделал машину. Шеф-повар обычно занят на работе, совмещения даются сложно. Нашелся человек, который был свободен и сказал: «Давай сделаем». Он мне позвонил, сказал, что купил машину. Была идея изначально, каким мы хотим видеть фуд-трак, продукт, который хотим продавать. Мы выбрали продуктом колбасы. Потом уже это все обросло концепцией, названием. Сначала выбирали продукт: чего у нас нет? Все делают бургеры, хот-доги, шаурму, а мы делаем колбасы. У нас продукт дорогой, если кто-то сталкивается, то говорит, что такое продаваться не будет. А нам без разницы, мы берем оборотом. Получается, что и конкуренции у нас нет.
Потом начали оборудовать машину. Печь угольную туда поставили. Было открыто ИП, куплен кассовый аппарат, терминал обязательно нужен. Соблюдение санитарных норм. Как обычно, все то, что требуется по законодательству… Ну и дальше поиск места. В прошлом году нам повезло, открылась «Песочница», и мы сразу туда встали. Собрали фуд-трак к концу мая, отработали на Дне Швеции, а потом заработала «Песочница».
В этом году мы захотели попробовать новое и поездить на фестивали. Эта идея оказалась удачной. Мы работали на выходных. Появилось чуть-чуть свободного времени в будни. Когда была плохая погода, мы не работали, когда хорошая – мы были в том месте, где нужно. Сейчас могу сказать, что этот год получился более успешным. Да, и тут есть свои расходы, нужно теперь в ремонт машины вкладываться, но мы стали ближе к гостю. Нас уже приглашают на мероприятия в следующем году, планируем, куда хотим попасть.
По моему мнению, на стационарной торговле должна одна команда работать, а на выездных мероприятиях другая. На выездах другой режим работы, ненормированный график, вы не знаете, когда закончится рабочий день. Например, вы знаете, что у вас Viva Braslav, вы садитесь и едете. Закончилось мероприятие, вы пару часов поспали и поехали домой. Рабочий день может быть и 16 часов. Люди должны это понимать.
– Нужно ли какое-то дополнительное обучение для работы в фуд-траке? Это же сильно отличается от работы в кафе.
– Здесь нужно быть готовым к более высокому потоку. В фуд-траке нужно работать быстрее, более быстрая выдача. Стрит-фуд подразумевает, что человек не должен ждать. Если вы работаете долго, то не стоит и начинать, вы не сможете обслужить поток гостей. Продукт должен быть понятен, быстро воспроизводим, и всегда одинаков. Потому что гость привыкает и хочет всегда получать те же вкусовые ощущения, эмоции.
– Сколько времени и денег понадобилось на создание фуд-трака от идеи до реализации?
– Так как фуд-трак был первый, возникали какие-то проблемы с подрядчиками, которые не выполняли вовремя работу, затягивали. Время сборки заняло полгода. Хотя сейчас можно и быстрее сделать. Легче идти по проторенной дорожке. Машина покупается, переоборудуется, красится. Наша стоила 2800$, но они разные бывают. Мы брали Mercedes 308, он нам понравился сам по себе. Переоборудование стоит больше. В нашем случае конечный результат, учитывая, что мой партнер за свою работу вообще ничего не брал, обошелся около 16 000$. Это и основные средства на ремонт, и все мелочи.
Машину можно собрать, в зависимости от нужд, за 6-25 тысяч долларов. Отдельно считаются расходы на рабочую силу, продукты. Хотя, вообще, сначала советую работать самим. Потом, когда будет понятна вся экономика, тогда уже можно привлекать сотрудников и контролировать их.
– Колбаски в фуд-траке – уникальный продукт для нашего рынка. Вы делаете его сами или покупаете у производителя?
– В фуд-траках часто встречается полный цикл производства продукта: выпекают булки, делают фарш. У нас по-другому. Производитель делает продукт под нас, а мы его собираем и продаем.
– Имеют ли право фуд-траки продавать алкоголь? И выгодно ли это?
– ИП имеет право продавать пиво и слабоалкогольные напитки крепостью до 7%. Но пиво не является главной выручкой. Фуд-трак – это еда. Плюс, когда холодная погода, то это горячие напитки. Пиво может сделать хорошую выручку на определенных мероприятиях, на фестивалях за счет объема. Но если смотреть в моем обороте, то это не является большой частью дохода. А вот еда – да.
– За какое время может окупиться такой бизнес?
– Как повезет. Некоторые ребята и за сезон «Песочницы» окупались. Но они не считали своих зарплат, многое не учитывали. Мы окупали свой фуд-трак дольше. Но мы и считаем окупаемость немного по-другому. Сейчас наше дело еще в процессе окупаемости, но момент уже близок. Мы немного альтруисты в этом плане: просто делаем, нам нравится и все. Для нас это возможность начать работать на себя.
– В Минске сейчас есть только два места, где постоянно стоят и работают фуд-траки: «Песочница» и Октябрьская, так? Почему их нет в других местах, их нельзя поставить где угодно?
– Почему нельзя? Кто-то заключает договоры с бизнес-центрами и ставит свои машины рядом с ними. У нас немного закон не проработан по общим землям. Место под аренду можно получить на аукционе, но это на длительное время. А в концепции фуд-трака все-таки постоянные передвижения. Было бы здорово, если бы закон упростили и дали возможность для краткосрочной аренды. Тогда бы вокруг бизнес-центров, в местах с большой проходимостью начали бы появляться фуд-траки, точки, которые интересны потребителям. Представьте, как было бы здорово по пути на работу не заходить в кафе, а взять вкусный, любимый кофе в фуд-траке, который может стоять, например, рядом с остановкой общественного транспорта.
При участии в фестивале арендуется место под фуд-трак у организаторов. На каждом фестивале это происходит по-разному: кто-то смотрит на размеры машины, кто-то на другие параметры.
– Фуд-трак – это сезонный бизнес? Можно ли на этом заработать в холодное время года?
– Это точно сезонный бизнес, просто в этом году сезон немного длиннее, чем обычно. Плюс мы еще надеемся, что город что-то сообразит по торговле зимой. Например, рождественские ярмарки. Сейчас эта тема интересна, людям нравится, значит, это будет развиваться.
Люди, которые занимаются фуд-траками, относятся к своему бизнесу очень трепетно, поэтому работают на результат. В целом, это повышение качества уличной торговли. То, что раньше продавали из палаток, и то, что сейчас продается из фуд-траков – это небо и земля. Это и эстетично, и в санитарной части более безопасно. Это более высокий уровень. И личная ответственность.
– Разве не нужно вводить сезонные блюда, вносить новые блюда хотя бы раз в год?
– Надо смотреть. Важно понимать, что фуд-трак едет к гостю. Ты приезжаешь, а гости уже тебя ждут. И ты привозишь продукт, который у тебя отточен. Бывает, мы делаем меню конкретно под фестиваль, но это редко.
– Почему фуд-траки стали популярны у нас именно сейчас?
– Сейчас в Беларуси легко начать бизнес. Открыть ИП ничего не стоит. А фуд-трак – это один из способов начать собственное дело. Белорусы хотят работать на себя. Те ребята, владельцы фуд-траков, с которыми я общаюсь, уже достигли определенных высот в работе на кого-то, а теперь начали работать на себя. Сначала сами, потом – нанимая людей. Теперь они ответственны и за себя, и за свой продукт, за свое дело, и за других. Они уже дают работу другим.
Открыть ресторан или кафе – это очень дорого. Аренда, дизайн, кухня. В одиночку человек вряд ли такое откроет – будет привлекать партнеров, придется делиться прибылью. С фуд-траками все иначе – это работа на себя с меньшими издержками, это твоя прибыль. Я думаю, что и дальше фуд-траков будет только больше, люди будут развивать это дело.
Сезон фуд-траков уже заканчивается, и сейчас самое время подумать о следующем. Чтобы открыть фуд-трак, не нужно больших инвестиций. Можно уложиться в 10 000-15 000$. При этом нужно быть готовым инвестировать не только деньги, но и время. Окупаемость может занять 1-2 сезона, и, конечно, нужна интересная идея – что именно вы будете продавать, чем удивите клиентов?
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?
Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес. Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах». Мы решили выяснить, что нужно сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.
Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.
Ореол идеального бизнеса
Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает открыть свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.
«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер) Дмитрий. — Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде».
Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках. Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат „Песочницы“ [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом. — Прим. Onliner]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому не запаривались насчет утепления кузова, закрыли глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 „квадратов“). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes».
Почему «Мерс»?
Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставлялись с 1989 по 1995 год, отличались надежностью. Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, история умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничения ПДД в данном случае не действуют), он готов рвануть отсюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня. Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.
«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, „понаехавший“. Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движения машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому как в конструкцию кузова внесены изменения. Я говорю про окошко в фургоне, через которое мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, а значит, и врата станций диагностики для нас закрыты».
Именно эту модель молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава. Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.
Метаморфозы «железа»
Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.
— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель. — Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.
Кабину водителя не трогали, восстановили только кулису. Основные работы касались, конечно, фургона. Дюралюминиевые стенки обклеили утеплителем, чтобы не прерывать работу на зиму. Заднюю погрузочную дверь, считайте, забаррикадировали.
По санитарным нормам стены помещения для готовки должны быть моющимися. Поверх утеплителя лег как раз такой материал. Крыша — не исключение. На полу постелен резиновый коврик. Также саннормы требуют установки умывальника.
В нашем случае вся кухонная техника работает на электричестве. Следующим шагом стала разводка проводов. Сколько здесь розеток — посчитать сложно. Для каждой предусмотрен отдельный «автомат». Например, гриль и кофемашина тянут по 3 кВт. То есть всего для фуд-трака нужно не менее 10 кВт, но желательно больше. Можно задействовать генератор, но наш «Мерс» питается от городской сети. Провод тянется от ближайшего столба.
Внутри оборудование профессиональное, но не специализированное. Безусловно, специальная техника для фуд-траков выпускается, но в нашем случае в ней нет необходимости. Достаточно столов из нержавейки и кухонной мебели с укороченной до 65 см столешницей. Таким образом, внутри разместились мойка, кофемашина, кофемолка, охлаждаемые боксы для хранения ингредиентов хот-догов, два гриля (обычный и прижимной), чайник, термос, холодильник и касса. Под столами — продукты (хлеб, лепешки), на полках — одноразовая посуда и бутылки с топингом.
Оборудование размещено в определенных местах не случайно. В фуд-траке одновременно работает два человека: один принимает заказы, рассчитывается с клиентом и готовит напитки, другой занимается только едой. Их пути на кухне не должны пересекаться, иначе сотрудники будут сталкиваться, а клиенту придется лишнюю секунду ждать.
Во время приготовления очередного хот-дога Дмитрий позволяет себе немного погрезить: «Надеюсь, когда-нибудь фуд-тракам разрешат ездить по нашей стране и торговать там, где захочется, там, где вздумаешь остановиться. Вот тогда это точно будет работа мечты».
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Фуд-траки мира Еда на колесах
История еды на колесах таит в себе множество загадок, неожиданных поворотов и легенд с элементами триллера. Еще уличные торговцы в Древнем Риме продавали нехитрый перекус на деревянных уличных тележках. Спустя века поставить закусочную на колеса и назвать ее фуд-траком придумали в США те самые «дальнобойщики в седлах» — ковбои. С тех пор «полевая кухня» распространилась по всем континентам.
А начиналось все так… В 1870-х годах, в штате Техас местным ковбоям и перегонщикам скота приходилось преодолевать сотни миль со стадами, проводя в пути недели и даже месяцы. Конечно, и в дороге им хотелось поесть по-человечески, хотя бы иногда, и желательно свежеприготовленную еду. Идеальным вариантом стал грузовик для продуктов, который дальнобойщики в седлах превратили в удобную мини-закусочную.
Такая тележка нередко служила укрытием для скотовода, которому приходилось отстреливаться от угонщиков скота и прочих разбойников, шляющихся по дорогам Дикого Запада. В нее, при необходимости, можно было погрузить достаточно оружия и боеприпасов для надежной охраны своего имущества.
По одной версии, такую тележку придумал легендарный Чарльз Гуднайт – техасский скотовод и рейнджер второй половины 19 века. По другой версии, первый фуд-трак появился на базе ланч-вагончиков, которые в 1880-х годах разработал житель Массачусетса Томас Баркли.
А неплохая идея!
«Столовые на колесах» оценили довольно быстро. Тележки перекочевали в города, где их владельцы парковали самодельные мини-столовые около фабрик и кормили сэндвичами рабочих, с удовольствием раскупавших фастфуд. Бизнес оказался очень выгодным: ингредиенты были недорогими, еда вкусной, а обслуживание передвижной точки общепита обходилось намного дешевле стационарной. Да и налоги на такой бизнес стали взимать далеко не сразу, поэтому количество фуд-траков с каждым годом увеличивалось в несколько раз, их стало действительно много. Предложение быстро превысило спрос и началась самая настоящая конкуренция. Меню диктовал потребитель. Рабочие, выходцы из других стран хотели есть свою, привычную еду. Так появились продовольственные грузовики, специализирующиеся на кексах, вафлях, тайской, мексиканской кухне, техасском барбекю, морепродуктах, веганских блюдах – список бесконечен. Осталось дело за малым – привлечь внимание именно к своей тележке. А как это сделать? Правильно, придумать необычный дизайн. И понеслось…
Зародившись в Америке, фуд-траки быстро распространились практически по всем странам. Спрос на недорогую еду, которую можно купить по дороге на работу, домой, во время семейной прогулки, стремительно рос. А во времена экономических кризисов не нужно было завлекать покупателей в ресторан, закусочную или кафе – достаточно просто оказаться в нужное время в нужном месте.
Kogi Korean BBQ и Рой Чой
«Королем фуд-траков» прозвали фургон Kogi Korean BBQ, который в 2008 году выпустили на улицы Лос-Анджелеса Марк Мангер, Кэролайн Шин и шеф-повар Рой Чой. Яркая вывеска и обжигаюше острая еда: что еще нужно любителю вкусно перекусить! Изюминка меню Kogi Korean BBQ – кимчи (мясо по-корейски) и мексиканские тако. Хитрые владельцы бизнеса рассчитали, что повысить доходы поможет продажа напитков, которые будут покупать, чтобы запивать наперченную еду. Кстати, без сноровки съесть тако – лепешку с начинкой – и не испачкаться очень сложно. Мастер-класс на тему «как правильно есть тахо», который устраивают для своих посетителей хозяева этого грузовика, – настоящая фишка их бизнеса, оправдывающая себя большим наплывом любопытных. А конкурс на самого аккуратного едока с призом в виде бесплатной порции тахо, немало способствует росту популярности.
Виннермобиль
Этот фуд-трак очень колоритен и сразу же заметен на любой улице. По его внешнему виду понятно, что именно вам предложат съесть. Компания Oskar Mayer запустила свой хот-дог-трак в 1936 году! Этот концепт входит даже не в десятку – в пятерку самых популярных среди своих «собратьев» на колесах! Основатели бренда, братья Майер, явно не прогадали, когда решили сделать спецзаказ на производство такого необычного фургона. Сегодня разные по размеру модели виннермобилей колесят по дорогам США – и неизменно собирают толпы покупателей, среди которых много детишек.
Справедливости ради, надо сказать, что с виннермобилями был связан небольшой скандальчик. В 1980-х годах нью-йоркские защитники прав животных протестовали против слишком натуралистичной рекламы хот-догов, название которых в том числе переводится как «горячая собака». Изображение таксы в булке вызвало некоторое волнение впечатлительных граждан, так что пришлось даже убрать лишнюю наглядность с кузова грузовиков. Однако любовь к хот-догам и их низкая цена (всего полдоллара!) оказались сильнее всей этой шумихи – и скоро бизнес снова вошел в привычную колею. Идеальный хот-дог – это чуть сладковатая булочка, сосиска, приготовленная исключительно на гриле, щедрая порция кетчупа и белой горчицы: все!
Keuken van het Ongewenst Dier
В переводе надпись на траке означает «Кухня нежелательных животных», хотя более точным для этого фуд-трака из Австралии было бы название «Мясо животных и птиц, которых обычно не едят». Покупателям предлагают роллы из голубиного мяса и пони, блюда из мышей, крыс, диких гусей, попугаев, ворон… Но удивительно другое – идея появилась не в угоду любителям гастрономической экзотики, а как способ экологической утилизации вынужденно убитых животных. Такая вот…концепция.
Роб Хагеноув и Николь Шатборн в 2011 г. они начали готовить блюда из мяса диких гусей, которые попадали в двигатели самолетов и угрожали безопасности авиации в амстердамских аэропортах. Их начали отстреливали, тушки выбрасывали или перерабатывали на корм скоту. Роб и Николь решили утилизировать гусиное мясо с пользой для экологии и общепита. Вскоре меню расширилось за счет прочих, казалось бы, малосъедобных птиц, животных и грызунов. Желающих попробовать экзотику оказалось на удивление много!
Maximus Minimus
Что предлагает покупателям этот фуд-трак – понятно сразу. Правда, неожиданно увидев его выныривающим из-за угла, можно испугаться. «Железная свинья», словно закованный в латы средневековый рыцарь, угостит вас, конечно, беконом. Сэндвич со свининой пользуется огромным успехом. Прекрасный маркетинговый ход придумали в Сиэтле, где и курсирует эта устрашающая громадина в любую погоду.
Сегодня в ассортименте Maximus Minimus появились сендвичи и с куриным мясом – такой дружественный шаг по отношению к покупателям, не жалующим свинину по разным причинам. Из-за религиозной толерантности владельцев этот фуд-трак нельзя увидеть в кварталах, где компактно живут евреи и мусульмане. Зато Maximus Minimus любят заказывать на свадьбы и дни рождения, где его появление всегда вызывает радостный ажиотаж. График своего передвижения хозяева фуд-трака выкладывают в соцсетях, где у них множество подписчиков. А информация о том, где запланирована следующая остановка «железной свиньи» выкладывается с определенной периодичностью. Тот, кто первым «поймает» этого поросенка, получает бесплатное угощение.
Grillenium Falcon
Фуд-трак из американского города Файеттвиль рассчитан на киноманов и фанатов саги о звездных войнах. Сюжетно и тематически обыграно все: от названия до блюд в меню. Шаттл из фильма носил название Millennium Falcon – «Тысячелетний сокол». Этот фуд-трак назван с юмором: Grillenium Falcon. Тематика «Звездных войн» очень популярна в Америке. По сюжетам этого кино регулярно устраиваются квесты и тематические вечеринки, на которые обязательно приглашают в качестве передвижной закусочной Grillenium Falcon.
Съесть здесь вы можете сэндвичи и бургеры с индейкой, беконом, сыром и разными добавками. Названия для всех блюд, естественно, выбраны «звездные», узнаваемые даже теми покупателями, кто от этого фильма отнюдь не фанатеет. Они просто любят эту вкусную еду и сразу устремляются к фуд-траку, едва завидев его на улице.
Идея фуд-траков оказалась плодотворной не только для владельцев таких фургонов, но и для предприимчивых бизнесменов, торгующих «сопутствующими товарами». Американская компания Dentyne использовала такие грузовики как способ продвижения для своей продукции – в буквальном и переносном смысле. Фирменный фургон, украшенный изображением жевательной резинки, ехал за фуд-траками и призывал очищать полость рта после еды, покупая жвачку. Призыв сработал, и появилась целая кампания, названная #FollowFood – «Следом за едой».
Giovanni’s White Shrimp Truck
Обычный фуд-трак простого парня по имени Джованни предлагал закуски из обычных креветок. Правда, место дислокации закусочной на колесах – Гавайи, а именно – пляжи и туристические места. Итальянский паренек делал все возможное, чтобы осуществить свою мечту – обрести популярность и зарабатывать на жизнь достаточно, чтобы не думать о другой работе.
Все изменилось буквально в один день. Эмоциональный и довольный покупатель, не увидев книгу благодарностей, решил написать восторженный отзыв прямо на боку грузовика, который до этого был обычным, однотонным, ничем внешне не примечательным. Но традиция – великая сила! И уже скоро весь грузовик был исписан благодарностями.
Пока вы ждете очереди, чтобы купить порцию вкусных креветок, можно поискать свободное место, чтобы после трапезы оставить и свой отзыв. Он наверняка будет позитивным – Джованни отлично знает свое дело!
Если будете на Гавайях и увидите этот фуд-трак, закажите креветок в лимонном масле и с долькой ананаса, а на гарнир берите рис с чесноком. Очень хвалят! Правда, придется подождать не меньше получаса. Но на пляже есть чем заняться, не так ли?
Фугу-трак
Этот грузовик курсирует по Бостону и специализируется на аутентичной азиатской кухне. Владелец, он же шеф-повар по фамилии Bing, выходец из Азии, рискнул предложить покупателям еду из знаменитой рыбы фугу, которой можно смертельно отравиться, если повар не сумеет соблюсти все тонкости ее приготовления. Ежегодно только в Японии умирает около двухсот человек в результате отравления фугу.
Любители рискнуть жизнью и попробовать легендарные деликатесы толпятся у витрины этого грузовика и бойко раскупают блюда из фугу. Впрочем, владелец фуд-трака уверен в безопасности своей продукции – у него за плечами опыт работы в популярных ресторанах Нью-Йорка и Парижа, а также учеба в университете и школах кулинарии. Он лично следит за работой своей команды и разрабатывает новые блюда, в которых главный ингредиент – рыба фугу. Расписание остановок фугу-трака выложено в Интернете до конца года.
Бургер-трак
Грузовик, похожий на огромный бургер, был выполнен по специальному заказу хозяина сети закусочных Wesport Flea Market Bar & Grill в Нью-Йорке, в первую очередь в рекламных целях. Фуд-трак припаркован у дверей заведения, чтобы привлекать внимание посетителей и любопытных прохожих.
Идея появилась у художника, которому владелец закусочной поручил придумать яркую рекламу своего бизнеса. Он долго размышлял над неординарным ходом, а потом увидел стилизованный автомобиль, торгующий вегетарианской едой, и развил идею по максимуму. Точная копия бургера гигантского размера стала настоящей достопримечательностью в городе. Естественно, выросла и продажа бургеров.
Donald Trump’s BS
Любое событие в мире может стать поводом для появления нового блюда. Противники Дональда Трампа в период его борьбы за кресло президента оформили броский фуд-трак и выпустили на улицы Портленда, предлагая прохожим особые сэндвичи. Их необычность заключалась не во вкусовых качествах, а в упаковке, которая содержала нелепые фразы из речей Трампа.
Антипиар оказался малоэффективным, но эффектным – к фуд-траку было приковано внимание публики любых политических взглядов. Красная ковровая дорожка, постеленная перед витриной грузовика, оформление самого трака в стиле luxury, церемония заказа сэндвичей через портье, напоминающего служащего роскошной гостиницы в одном из небоскребов, принадлежащих миллиардеру Дональду… Как говориться, почувствуйте себя избранным! Несмотря на краткосрочность акции, этот грузовик сразу же попал в топ фуд-траков мира.
Интересные факты о фуд-траках
- Первую передвижную кухню, ставшую прообразом фуд-траков, переделал из армейского фургона рейнджер Чарльз Гуднайт. Он оснастил его полками, разместил внутри еду, кухонные принадлежности и даже медикаменты. Сзади была прикреплена бочка с водой и дрова для печки.
- В 1872 году американец Вальтер Скотт установил фургончик с сэндвичами, пирогами и кофе у редакции одной из газет в Нью-Йорке. Журналисты сразу же оценили кафе на колесах.
- В 1880 году началось массовое производство первых фуд-траков. В них были даже холодильники, плиты и раковинs. Кормили здесь перегонщиков скота и сезонных рабочих, но только в светлое время суток.
- В 1894 году фуд-траки появились на территории крупнейших университетских городков – в Гарварде, Принстоне и Йеле.
- С 1974 года начался настоящий бум фуд-траков самой разной еды. Примером для подражания стал фуд-трак с тако Рауля Мартинеза в Лос-Анджелесе.
6 советов как сделать фуд трак успешным
Передвижная точка питания – выгодный бизнес. В ускоренном ритме жизни, не оставляющем времени на приготовление домашних завтраков, настоящим спасением становится фуд-трак. По дороге на работу люди покупают что-нибудь вкусное. В выходные возле фургонов с едой выстраиваются очереди из желающих быстро перекусить и утолить жажду.
Огромным спросом пользуется ассортимент мобильных кафе летом, но как выжить в более холодные месяцы, когда клиенты торопятся спрятаться от холода и часто пробегают мимо? Пока погода тёплая и приятная, нет отбоя от поклонников ваших кулинарных талантов, но с наступлением холодов всё меняется. Спад клиентуры заставляет предпринимателя усиленно искать пути и способы привлечения покупателей.
Надеемся, что 6 советов, приведённых ниже, помогут владельцам закусочных на колёсах не только сохранить бизнес в любое время года, но сделать его ещё успешнее.
С чего начать?
Прежде чем выполнять советы, оцените обстановку, проанализируйте особенности района, в котором вы ведёте бизнес:
Каковы ваши сильные стороны?
Печёте ли вы самые вкусные в городе хот-доги, ароматные пончики, фирменные хрустящие вафли или у вас исключительный подход к клиентам? Важно знать, что именно делает ваш фуд-трак уникальным, – это ключ к разработке стратегии на зиму.
Воспользуйтесь опытом коллег
Поговорите с владельцами других мобильных киосков, об их планах на зимние месяцы. Это может снабдить вас дополнительными идеями. В таких беседах, как правило, обе стороны черпают вдохновение и принимают правильные решения.
Пообщайтесь с вашими клиентами
Ценнейшую информацию можно получить от людей из очереди. В ходе простой беседы с постоянными посетителями вы узнаете, что предложить покупателям, чтобы ожидание на морозе того стоило. Подготовьте и разошлите по е-mail или раздайте в бумажном виде анкеты-опросники, предложите бонусы за их заполнение.
Теперь, когда вы знаете свои сильные стороны и осведомлены о том, каким видят ваш идеальный фуд-трак клиенты, наступает время предпринимать решительные шаги.
Шесть советов для подготовки к холодному сезону
- Проявите заботу о персонале. Не одни покупатели подвержены воздействию плохой погоды. Продавцы, чьё поведение и внешний вид являются «визитной карточкой» заведения, должны чувствовать себя комфортно и выглядеть счастливыми даже в непростой обстановке. Несмотря на обогрев фургона, холодный зимний воздух настигает людей, проникая через открытые окна и двери. Подумайте о специальной одежде для вашей команды, закажите стильные зимние куртки с символикой вашего бренда. Утепляйте фуд-трак с учётом предложений сотрудников, которые будут находиться в нём долгое время.
- Подумайте о кейтеринге. Это отличный способ предложить ваши вкуснейшие хотдоги, гамбургеры, шаурму и другую еду потребителю. Молодёжные вечеринки, детские праздники, дни рождения – всё это даёт возможность реализовывать ваши фирменные блюда круглый год. Между владением фуд-траком и кейтеринговой компанией не так много различий, но так как они всё же существуют, их следует учитывать. Вам и вашему персоналу понадобятся дополнительные умения, чтобы новый вид сервиса пошёл «на ура».
- Приезжайте в места, где проводятся массовые мероприятия. Большой ошибкой было бы игнорировать спортивные состязания, народные гуляния и другие уличные праздники, собирающие толпы людей в одном месте. Участники новогодних и рождественских ёлок, проводов русской зимы, выставок-продаж, дней города и других значимых событий охотно и неоднократно перекусывают, утоляют жажду и ищут, чем накормить детей.
- Партнёрство с другими предпринимателями. Одним из способов увеличить количество клиентов может стать совместная деятельность с каким-нибудь баром или рестораном. Например, фуд-трак, продающий пикантные закуски, такие, как жареные колбаски с картофелем фри, будет полезен бару, в котором не подаётся еда, а только напитки. Хозяину закусочной на колёсах, которая специализируется на приготовлении и продаже мороженого, пирожных и блинчиков, следует найти ресторан или кафе, в меню которого отсутствуют десерты.
- Вводите в ассортимент сезонные блюда. Зимой погода на улице может быть пугающей, но это не помешает вам радовать гостей. Проявите фантазию, запаситесь яркой упаковкой, используйте любую возможность для приготовления сезонных блюд, таких, например, как блинчики на Масленицу.
- Найдите постоянное место. На тот период, когда фуд-трак не обслуживает мероприятия, перемещаясь из одного конца города в другой, вам необходима стабильность, чтобы не искать каждый день, где остановиться, и обеспечить себе непрерывный поток покупателей. Поговорите с руководителями различных компаний, возможно, некоторые из них будут рады видеть у себя ваш фургон во время обеденного перерыва. Предложите какие-нибудь стимулы, такие как бесплатный чай при покупке пиццы или скидки для сотрудников.
Мобильный фаст-фуд популярен во все времена: никакие кризисы и экономические катаклизмы не помешают бизнесу успешно развиваться. Поиск новых возможностей помогает продвинуться вперёд и обойти конкурентов.
Похожие статьи:
Фуд трак: Как раскрутить и добиться успеха?За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?
Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес.Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах ». Мы решили сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.
Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.
Ореол идеального бизнеса
Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.
«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер)» Дмитрий.- Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде ».
Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках.Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитающая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат «Песочницы» [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом.- Прим. Онлайнер]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому что не запаривались насчет утепления кузова, закрывали глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 «квадратов»). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes ».
Почему «Мерс»?
Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставки с 1989 по 1995 год, отличались надежностью.Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничение ПДД в данном случае), он готов рванутьюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня.Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.
«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, «понаехавший». Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движение машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому что в конструкцию кузова внесены изменения.Я говорю про окошко в фургоне, которое через мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, значит, и врата станций диагностики для нас закрыты ».
Именно этот молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава.Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.
Метаморфозы «железа»
Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.
— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель.- Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.
Кабину водителя не трогали, восстановили только кулису. Основные работы касались, конечно, фургона. Дюралюминиевые стенки обклеили утеплителем, чтобы не прерывать работу на зиму.Заднюю погрузочную дверь, считайте, забаррикадировали.
По санитарным нормам стены помещения для готовки должны быть моими. Поверх утеплителя лег как раз такой материал. Крыша — не исключение. На полу постелен резиновый коврик. Также саннормы требуют установки умывальника.
В нашем случае вся кухонная техника работает на электричестве. Следующим шагом стала разводка проводов. Сколько здесь розеток — посчитать сложно. Для каждого предусмотрен отдельный «автомат».Например, гриль и кофемашина тянут по 3 кВт. То есть всего для фуд-трака нужно не менее 10 кВт, но желательно больше. Можно задействовать генератор, но наш «Мерс» питается от городской сети. Провод тянется от ближайшего столба.
Внутри оборудование профессиональное, но не специализированное. Безусловно, специальная техника для фуд-траков выпускается, но в нашем случае в ней нет необходимости. Достаточно столов из нержавейки и кухонной мебели с укороченной до 65 см столешницей.Таким образом, внутри разместились мойка, кофемашина, кофемолка, охлаждаемые боксы для хранения ингредиентов хот-догов, два гриля (обычный и прижимной), чайник, термос, холодильник и касса. Под столами — продукты (хлеб, лепешки), на полках — одноразовая посуда и бутылки с топингом.
Оборудование размещено в определенных местах не случайно. В фуд-траке одновременно работает два человека: один принимает заказы, рассчитывается с клиентом и готовит напитки, другой занимается только едой.Их пути на кухне не должны пересекаться, иначе сотрудники будут сталкиваться, а клиенту придется лишнюю секунду ждать.
Во время приготовления очередного хот-дога Дмитрий позволяет себе немного погрезить: «Надеюсь, когда-нибудь фуд-тракам разрешат ездить по нашей стране и торговать там, где захочется, там, где вздумаешь остановиться. Вот тогда это точно будет работа мечты ».
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен »
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь !
Перепечатка текста и фотографий Онлайн без разрешения редакции запрещена. [email protected]
.
| |||||
| |||||
| |||||