20.04.2024

Братство вольных каменщиков: «Нет, мы не правим миром»: чем занимаются масоны в России

25 лет со дня возрождения масонских лож в России — РТ на русском

В субботу исполняется четверть века со дня основания первой в современной России ложи «Гармония» братства вольных каменщиков — масонов. Тайное общество, преданное идеалам просвещения, давно привлекает самое пристальное внимание конспирологов и альтернативных историков. RT изучил историю братства в России.

Первые масонские ложи были основаны в России в 1730-х годах экспатами из Англии. Поначалу в ложи принимали лишь иностранных купцов и офицеров, состоявших на службе в русской армии. Среди русских масонов была распространена легенда об основании первой российской тайной ложи Петром I и его доверенными лицами Францем Лефортом и Патриком Гордоном, однако документального подтверждения она не имеет. После основания генералом Джеймсом Кейтом в 1740-х годах сразу нескольких лож в масоны начали посвящать и граждан России. В 1750 году в Санкт-Петербурге появилась ложа, членами которой были в основном гвардейские офицеры, а мастером — сам граф Воронцов.

В разное время членами масонских лож в России считались Павел I, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Николай Карамзин, Василий Ключевский, Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Павел Яблочков, декабристы Павел Пестель, Никита Муравьёв, Сергей Трубецкой и другие.

В 1822 году высочайшим рескриптом императора Александра I масонские ложи были запрещены.

«Все тайные общества под какими бы они наименованиями ни существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять», — говорилось в документе.

После запрета масонские ложи начали пробуждаться в Москве и Санкт-Петербурге в 1905 году и просуществовали до момента их запрещения в 1917 году.

Уставы и ложи

Масонские ложи ведут свою деятельность согласно так называемым уставам, которых в настоящее время существует около 20. Самыми распространёнными являются Шотландский и Йоркский (Американский) уставы.

Как духовная и философская дисциплина масонство делится на спекулятивное и оперативное. Оперативными назывались масоны, которые действительно являлись искусными каменщиками и архитекторами, воплощавшими идеалы просвещения и стремления к строительству символического Храма царя Соломона. Под спекулятивным масонством понимается исключительно умозрительная часть доктрины общества, в которую может быть посвящён любой изъявивший желание гражданин, при условии его добрых намерений.

  • Степени Шотландского устава (слева) и Йоркского (справа).

Йоркский (Американский) устав, распространённый в большинстве так называемых голубых лож (Blue Lodge), представляет собой более формальную организацию с униформой, медалями и рангами, тогда как Шотландский является более неформальным, образовательным братством. Членство в ложе Йоркского устава предполагает поступательное продвижение по рангам — от подмастерья до рыцаря-тамплиера, тогда как брат ложи Шотландского устава может пройти путь от подмастерья первого градуса до суверенного генерального инспектора 33 градуса.

Кроме масонских лож, в которые традиционно принимаются лишь мужчины, существуют и аффилированные организации для женщин, такие как «Орден Восточной Звезды», «Дочери Иова», «Радужные девушки» и «Дочери Нила».

 

Эзотерические символы

Эзотерическое учение масонства заключено в многочисленных символах и преданиях, в которые члены ложи посвящают своих собратьев по мере их продвижения по рангам внутри организации, после проверки на соответствие необходимым качествам. С ростом популярности различных конспирологических теорий многие из этих символов начали восприниматься как зловещие послания от тайного мирового правительства или могущественных оккультных обществ.

Самым одиозным из этих символов является Лучезарная дельта, иногда называемая Глазом провидения, которая представляет собой изображение глаза, помещённого внутрь треугольника. Ставший визитной карточкой сотни тысяч конспирологических интернет-сайтов и элементом множества «фотожаб», глаз в треугольнике является символом первого градуса масонства, обозначающим принцип просвещения и сознания.

  • Лучезарная дельта на Ахенском соборе

Другие узнаваемые символы — циркуль и треугольник. Циркуль обозначает небеса, в которых создаёт свой план Великий Архитектор, тогда как треугольник — Землю, где трудится человек.

  • Барельеф, изображающий масонские символы циркуля и треугольника.

В любой ложе или здании, в строительстве которого принимали участие масоны, а также на многочисленных картинах, можно увидеть шахматный пол и две символические колонны. Пройдя через колонны, посвящённый отвергает поверхностные человеческие отличия и ступает на мозаичный пол, символизирующий дуалистичную природу мироздания.

  • Первый президент США Джордж Вашингтон, изображённый в масонском облачении между двух колонн на шахматном полу.
В современной России 

Возрождение лож братства каменщиков в современной России началось в начале 1990-х годов.

14 января 1992 года в Париже русские масоны основали ложу «Гармония», руководителем которой был назначен философ Георгий Дергачёв. Активную работу в Москве ложа «Гармония» начала осенью 1992 года.

Также по теме

Тест RT: Что вы знаете о тайных обществах?

14 января 1992 года была основана первая в современной России масонская ложа «Гармония». При этом масонство в стране имеет богатую…

Историк и писатель Андрей Синельников рассказал RT, что на деле ложа «Гармония» была не основана, но «пробуждена» — согласно терминологии самих масонов.  

«С исторической точки зрения ложа «Гармония», как и ложа «Николай Новиков», и ложи «Астрия» и «Пушкин», являются пробуждением старых лож. Нет понятия «возрождение» в масонстве, есть понятие «пробуждение». Ложи не умирают — они засыпают, по их терминологии. Ложа «Гармония» как раз из таких», — рассказал историк.

Синельников также отметил, что вопреки многочисленным утверждениям конспирологов в настоящее время масонские ложи не имеют никакого политического или культурного влияния.

«Они опираются на плечи гигантов — на историю старых лож, к которым не имеют никакого отношения», — заключил эксперт.

«Великий магистр — не профессия» – Огонек № 25 (5331) от 30.06.2014

Повинуясь духу времени, итальянские масоны берут курс на открытость. Об этом только что избранный глава ложи «Великий Восток Италии» Стефано Бизи лично рассказал «Огоньку»

Главный масон самой известной и самой древней (ее основали наполеоновские военачальники Богарне и Мюрат в 1805 году.— «О») ложи Италии представляется как-то слишком по-свойски.

— Хочу сразу предупредить,— Стефано Бизи берет быка за рога,— Великий магистр — не профессия. А по профессии я журналист. Так что предлагаю на «ты»: мы ведь коллеги…

Ни тебе таинственности, ни завораживающих ритуалов с циркулями и мастерками, ни плащей со шпагами.

Хороший итальянский костюм, стильные очки — обычная униформа представителя верхней планки среднего класса. Да еще и на «ты»… В самом деле, желание развеять завесу таинственности, традиционную для масонства, у моего собеседника явно навязчивое.

— Мы не вернемся к тем временам, когда вольные каменщики должны были скрывать свою принадлежность к ложам. «Великий Восток Италии» открыт широкой публике. Мы выступаем в университетах, на наших семинарах бывала Рита Монтальчини (лауреат Нобелевской премии по медицине.— «О»), мэр Рима Иньяцио Марино, хотя сами они в братстве никогда не состояли. Эта открытость будет только усиливаться — вот и наша встреча, как вы понимаете…

— А от чего вы раньше скрывались?

— До самого недавнего прошлого у масонства было немало врагов. Как вы знаете, братство вольных каменщиков было основано английскими просветителями в XVII веке под лозунгами свободы, равенства и братства, что, естественно, было не по нраву аристократии, духовенству. В 1738-м папа римский Климент XII объявил масонам интердикт (автоматическое отлучение от церкви в случае вступления в ложу.— «О»), и он не отменен.

— А разве лозунг «Свобода. Равенство. Братство» не принадлежит Французской революции?

— Ну конечно! Но с оговоркой — в той же мере, что и лозунг Италии времен Рисорджименто (так называют национально-освободительное движение, которое привело к образованию Итальянского королевства в 1861 году.— «О»). Я это к тому, что и отцы-основатели Италии Камилло Кавур и Джузеппе Мадзини были масонами, как и многие основатели Французской республики. А Гарибальди, которому установлены памятники по всей Италии, и вовсе был Великим магистром!

— Раз все складывалось настолько благоприятно, зачем же было скрываться?

— Первые годы после создания королевства со столицей в Риме были временем расцвета масонства. Франческо Криспи (премьер-министр в 1887-1896 годах.—

«О»), Эрнесто Натан (мэр Рима в 1907-1913 годах.«О») были нашими братьями. Но Муссолини в 1923-м запретил масонство. По сути же, католическая церковь, лишенная масонами своей светской власти в ходе Рисорджименто, возненавидела нас еще больше, а папская энциклика, проклинающая масонов, тому свидетельство. Любопытно, что итальянские коммунисты тоже запретили партийцам членство в ложах. Можно сказать, что гонения на нас устраивали реакционные силы.

— Но это история. А неприятности нашей эпохи связаны с самими масонами, я имею в виду скандал с ложей П-2, которая входила в состав «Великого Востока» (см. справку) и в которой состояли десятки генералов, главных редакторов, начальников секретных служб, банкиров, министров — чуть не вся элита страны. Как известно, парламентская комиссия признала ее деятельность преступной, заговорщицкой и направленной на подрыв демократии…

— Ложа «Пропаганда-2» (цифра означает ее второе рождение после Второй мировой войны в Италии, которая в 1946-м из королевства стала республикой.«О») много лет входила в состав «Великого Востока Италии» (ВВИ) как регулярная ложа. Но потом, когда возглавлявший П-2 Личо Джелли начал действовать в своих интересах, именно масоны первыми, еще до государственных органов, почуяли неладное. Президент центрального суда ВВИ (это внутренний судебный орган масонства) еще в 1976-м принял решение об «усыплении» (то есть закрытии) ложи. С этих пор П-2 действовала как «дикая ложа», и ответственности за ее деятельность «Великий Восток Италии» не несет. Но последствия этого скандала на нас, конечно, отразились.

— Правда ли, что в П-2 состоял экс-премьер Сильвио Берлускони и что в «Великом Востоке» и по сей день есть видные партийные деятели, парламентарии?

— Что касается Берлускони, то СМИ широко публиковали фотокопию его квитанции об уплате членских взносов. Но важно уточнить: он вступил в ложу в 1978-м, когда еще не занимался политикой, а интерес к его масонской карточке появился позже. Спекуляций вообще хватает: пресса записывала в масоны и тех соратников Берлускони, которые получали приговоры за связи с мафией, но они не входили в братство. А недавно заговорили, что отец нового премьера Ренци масон. Тоже выдумки…

— Хорошо, а что тогда влечет в ложу? Вот вы, например, как стали масоном?

— Я заинтересовался в 1977-м, когда увидел в еженедельнике Espresso список магистров лож «Великого Востока Италии». Четверых из них я знал: в моей родной Сиене это были очень уважаемые люди. Мне стало интересно, почему они масоны. Начал читать, задавать вопросы. Затем встретился с одним масоном, попросил ввести в их среду. Весь мой путь в ложу занял года четыре. В 1981-м я прошел обряд инициации, или посвящения, мне тогда было 24 года.

— Просто захотеть «записаться в масоны», видимо, мало, надо соответствовать каким-то критериям?

— Перед инициацией ложа должна одобрить кандидатуру нового члена братства. После скандала с П-2 мы очень внимательно относимся к тем, кто «стучится» в нашу дверь («стучащийся» — термин, обозначающий кандидата в масоны.— «О»). Чтобы быть принятым, надо предоставить массу документов, подтверждающих чистоту, в том числе финансового и юридического порядка. Если есть малейшие подозрения, мы отвергаем. Белые перчатки — один из наших важнейших символов.

— Есть ли ограничения религиозного характера?

— Для нас крайне важно, чтобы «стучащийся» признавал существование высшей духовной силы, которую мы именуем Архитектором Вселенной.

— Как выглядит обряд посвящения?

— В общем-то, ритуал посвящения в масоны такой же, как почти любая инициация. Он обозначает символическую смерть, которая означает переход из одного статуса в другой, то есть в новую жизнь. Примерно то же происходит при пострижении в монахи. Разница в том, что у нас это таинство совершается с помощью особого ритуала, когда профана (так именуют еще не посвященного) помещают в комнату раздумий, где он остается один. Там он должен составить символическое завещание и ответить на ряд вопросов, касающихся жизни, веры и прочих основополагающих понятий. Ответы должны получить одобрение членов ложи. После этого начинается процесс инициации. Он представляет собой серию символических путешествий через воду (женский символ), огонь (страсть), землю (материя) и ветер (дух), в ходе которых посвящаемый должен продемонстрировать высокий уровень осмысления своего выбора. Когда человек преодолевает эти испытания, начинается церемония. Кстати, инициация — единственный ритуал, в ходе которого члены ложи надевают свои знаменитые капюшоны. Им задается вопрос: что вы желаете для посвящаемого? И все отвечают: желаем, чтобы он был среди нас. И в этот момент все снимают капюшоны. Должен сказать еще, что в ходе инициации кандидат произносит клятву верности Конституции и государству Италии. Так что никакого конфликта интересов тут нет.

— Носят ли испытания физический характер?

— Нет, происходит лишь соприкосновение с символами.

— Сколько всего масонов в «Великом Востоке Италии»? Какова иерархия?

— Нас 22 тысячи братьев. Мы разделены на три группы — ученики, подмастерья и учителя (мастера). Тех, кто имеет право голоса в наших органах управления, а также избирает Великого магистра, чей мандат рассчитан на 5 лет, примерно 16 тысяч.

— Как часто происходят заседания ваших лож?

— Примерно раз в две недели. Мы говорим обо всем, что может быть полезно для совершенствования человека, в частности о том, как вести себя перед вызовами, в основном духовного порядка. При этом заведено так — один говорит, прочие слушают. Никто не перебивает, каждый имеет возможность спокойно изложить аргументы. Единственные темы, которых мы избегаем,— религия и политика, так как именно они разъединяют людей. Политика интересует нас лишь в аристократическом понимании — не в смысле интересов партий, а в смысле интересов всех. Помогать — означает заниматься благотворительностью, и у нас по этой части немалый опыт. Например, организованные нашей туринской ложей ночные приюты, которые дают кров и пищу нуждающимся, а также стоматологическая клиника, самая крупная в Италии бесплатная структура такого профиля. Мы участвуем в кампании по защите женщин от домашнего насилия (очень актуальная проблема в Италии.— «О»). При этом мы забираем буяна к себе и помещаем в ночной приют, где с ним работают психологи. Так, по нашему разумению, и следует заниматься политикой.

— Значит, вы больше не мировая закулиса и не пытаетесь собрать в своих ложах сильных мира сего? А как же без этого бороться за совершенство мира?

— Иностранные журналисты часто хотят видеть в масонстве закрытый политический клуб. Только это не так. Наша цель — создание совершенного человека. И этот человек впоследствии сможет вершить великие дела.

— Но вы же не откажетесь при случае продвинуть «своих» на ключевые посты?

— У нас-то как раз приветствуется меритократия, то есть выдвижение лучших. Выбирая хоть мэра в своем городе, хоть сотрудника в свою редакцию, я предпочту лучшего, а не того, кто масон или, наоборот, не масон. Другое дело, что мы — в Италии и тут своя логика… Расскажу вам случай из личной практики. В 1993-м я лишился работы — издатель закрыл газету. Пока искал место, пришлось подписать контракт на семь месяцев с RAI (общественное телевидение Италии.— «О»), чтобы хоть как-то выдержать. Так коллеги устроили забастовку, обвинив руководство телекомпании в том, что оно взяло масона по масонской протекции. И хотя протекции не было, а работа была не бог весть что, пришлось на ней задержаться и показать, что моя квалификация много выше, чем у других претендентов.

— А на какие средства существует «Великий Восток»?

— Каждый год члены лож платят взносы, которые варьируются по зонам, но в среднем составляют 500 евро в год. Часть идет на благотворительность, часть — на аренду помещений.

— А как ваша должность оплачивается?

— У меня нет зарплаты. Но мне отпущено 100 тысяч евро в год, за минусом налогов, на расходы, связанные с моей деятельностью.

— Какие преимущества дает братство сегодня?

— Я поверну ваш вопрос по-другому: чего бы я лишился, если б не стал масоном? Так вот, пребывание в братстве стало для меня отправной точкой размышлений о себе самом и помогло лучше понять других. Я научился понимать, что не всегда прав, научился слушать доводы и верить, что рядом со мной человек, в рассуждениях которого можно обнаружить и истину тоже. Когда я говорю с коллегой по работе или с любым другим человеком, я стараюсь процентов 10 правоты оставлять собеседнику. Если и он будет исходить из той же формулы, эти общие 10 процентов дадут массу возможностей найти общий язык, и уже ради одного этого стоило быть масоном.

— Принимая во внимание готовность к диалогу папы Франциска, могут ли масоны ожидать послаблений со стороны католической церкви?

— Надо спросить у Франциска. Хотелось, чтобы папа, произнесший «кто я такой, чтобы осуждать гомосексуалистов», руководствовался тем же принципом и в отношении наших лож. Обидно, что святой ныне папа Иоанн Павел II, просивший прощения у всех невинно пострадавших от католической церкви, ни словом не обмолвился об отлучении от церкви и наших братьев. Мы знаем, что есть разница между отношением к масонам официальной иерархии и обычных священников. В силу этого нам тем более хотелось начать диалог.

— Женщинам у вас не место?

— Поверьте, в этом нет дискриминации, но у такой традиции есть основания. Мы происходим от строителей соборов, и женщины к этому ремеслу отношения не имели. К тому же, если говорить о важнейшей для масонов процедуре инициации, женщины не участвуют в подобных действах. Это чисто мужской ритуал, и все сообщества, основанные на ритуалах инициации, исключительно мужские. Впрочем, есть и более глубокие причины. Наша основополагающая задача состоит в совершенствовании человека. Но совершенствование мужчины и совершенствование женщины не одно и то же. Мужчина должен становиться все больше мужчиной, а женщина — еще больше женщиной. И здесь нет ущемления: просто природа. Впрочем, существуют масонские ложи с другими порядками. Есть смешанные ложи, есть чисто женские. Мы не исключаем с ними контактов, у нас есть даже партнерство с женской организацией «Орден Восточной Звезды», которая занимается в основном филантропической деятельностью

— Можно ли выйти из организации?

— Прекратить участие в жизни ложи можно — у нас это называется «заснуть». Но процесс инициации вернуть вспять нельзя.

— А вербовкой новых членов вы занимаетесь?

— Прозелитизм — не наша стезя. Но мы открыты. На нашем сайте есть кнопка «контакты». И если гражданин (в данном случае слово «профан» не кажется мне подходящим) запрашивает о приеме в «Великий Восток», мы просьбу рассмотрим, поговорим с ним и постараемся понять мотивацию. А затем проголосуем по кандидату. Могу сказать, что в последние годы число «стучащихся» возросло. Как и число членов братства. 15 лет назад нас было меньше 10 тысяч, теперь вдвое больше.

— Можно ли попасть в ваши архивы?

— Архив открыт для ученых, в том числе и не масонов. Мы продолжаем над ним работу и каждый день открываем много интересного. Недавно выяснилось, например, что знаменитый итальянский актер Тото был масоном. Мы нашли его духовное завещание, написанное в ходе инициации. Так что, пожалуйста, приходите. Мы покажем, кстати, документы, связанные с историей русского масонства.

— У «Великого Востока» есть связи с современными российскими масонами?

— Да, конечно, я знаком с Великим командором. У вас еще очень молодая и небольшая по численности организация. Будем надеяться, что она будет расти и развиваться, тем более что в прошлом в России была одна из самых крупных и значительных масонских организаций в мире.

Беседовала Елена Пушкарская, Рим

Магистр нового поколения

Стефано Бизи родился в 1957-м в Сиене. Он журналист, писатель, работает заместителем главного редактора газеты Corriere di Siena. Вступил в ложу «Великий Восток Италии» в начале 1980-х, а в апреле 2014-го избран Великим магистром. Стоит напомнить: «Великий Восток Италии» ведет свою историю с 1805 года, это самое старинное и самое крупное масонское братство на Апеннинах. Именно в его состав входила наделавшая много шума в 1980-е ложа «Пропаганда-2». И хотя «Великий Восток» отозвал патент у П-2 гораздо раньше, чем тот скандал грянул, «отмываются» от него масоны до сих пор: ведь парламентская комиссия не только признала деятельность П-2 преступной, но и установила причастность ложи к ряду крупных, но так и не раскрытых преступлений. Речь, в частности, о подрыве пассажирского поезда «Италикум», взрыве на вокзале в Болонье, похищении и убийстве Альдо Моро и т.п. Новый магистр взял курс на показательную открытость.

В Ульяновске работает выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии»

В Ульяновске продолжает работать выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии», которая была открыта 20 декабря 2017 года в музее «Симбирское купечество», входящего в состав Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

Куратором нового выставочного проекта является заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», председатель отделения Российского исторического общества в Ульяновске Е.К. Беспалова, которая представила результаты своей многолетней (свыше 20-ти лет) работы в центральных и региональных архивах страны.

Выставочный проект посвящен трем датам: 300-летию масонства, 200-летию начала работ симбирской масонской ложи «Ключ к Добродетели» и 235-летию появления в Симбирске (ныне Ульяновске) первых масонов. Проект нацелен на раскрытие такого недостаточно известного широким кругам населения России общественно-культурного явления, как русское масонство, и в первую очередь, провинциального масонства.

В конце XVIII – первой трети XIX века масонство было самым многочисленным движением в России. Масонами были правители и писатели, художники и государственные деятели, военачальники, множество известных и уважаемых людей, которые внесли значительный вклад в русскую историю, в развитие культуры, просвещения и науки.

Симбирск являлся одним из немногих городов России, где в указанный период были основаны и вели работы две масонские ложи: «Златой Венец» (1784 г.) и «Ключ к Добродетели» (декабрь 1817 г.), созданные первая – одним из активнейших деятелей московского масонства царствования Екатерины II, другом и сподвижником Н.И. Новикова Иваном Петровичем Тургеневым, вторая – одним из чрезвычайно деятельных представителей российского масонства Александровского времени князем Михаилом Петровичем Баратаевым.

В Ульяновске работает выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии»

Выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии» – первое за время существования Симбирска-Ульяновска широкомасштабное публичное представление, как истории двух симбирских масонских лож, так и в целом истории масонства в России.

Вниманию посетителей выставки впервые представлен обширный комплекс экспонатов, основанный на архивных документах, раритетах музейных собраний и частных коллекций. Экспонаты знакомят с подлинными предметами масонских обрядов и ритуалов, знаками масонских лож, представленными в виде печатей, запонов (или передников), нагрудных лент, масонских знаков и проч. Внимание посетителей привлекут артефакты современных масонов: на выставке они демонстрируются впервые. Достойным украшением выставки являются редчайшие гравюры, портреты идеологов и наиболее известных российских масонов, предметы декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XIX века из собрания Андрея Леонидовича Кусакина (Москва) – члена-учредителя Клуба коллекционеров изобразительного искусства, собирателя так называемой россики.

Особо нужно отметить официального партнера выставки, которым выступает Государственный архив Российской Федерации. Именно в нем хранится полный по сохранности архив масонской ложи «Ключ к Добродетели». Посетитель, придя на выставку, сможет увидеть уникальные архивные документы из этого масонского архива: дипломы принятия в Орден и последующего посвящения в степени, масонскую переписку членов ложи, рисунки, гербы, рукописи со стихами и многое другое. Кроме того, на выставке впервые демонстрируются весьма ценные документы из Российского государственного архива древних актов и рукописного отдела Российской государственной библиотеки имени В.И. Ленина.

Книжное собрание выставки составила переводная и отечественная литература, раскрывающая «истинную мудрость» Братства Вольных каменщиков; книги, содержащие записи речей, которые читали в ложах и служили руководством в масонских работах; журналы, издававшиеся Н.И. Новиковым, членами его кружка и его последователем А.Ф. Лабзиным. Эти экспонаты были любезно представлены другим партнером выставки – Дворцом книги – Ульяновской областной научной библиотекой имени В. И. Ленина.

Современникам и нынешним исследователям отечественной истории настоящая выставка, которая будет работать до 22 июля текущего года, предоставляет возможность познакомиться с памятниками масонства, расширить представление об одном из интереснейших общественных явлений в истории России. Данная выставка приподнимает завесу над одной из самых таинственных тем, которые когда-либо существовали в мировой истории.

Если бы масоны правили миром, мир был бы чуточку лучше › «Новая газета Балтия»

Триста лет назад 24 июня 1717 года в Лондоне зародилось движение вольных каменщиков — масонов. Все это время масонов окружал ореол тайного общества, доступного лишь избранным. Масоны принимали участие во всех значимых событиях последних столетий, впали в немилость католической и православной церкви. Чем на самом деле занимаются масоны, кого принимают в «тайное общество» и какие клятвы нужно принести, чтобы стать вольным каменщиком, — рассказал «Новой газете-Балтия» Витольд Сокала, глава масонской ложи из Польши.

Масоны виноваты в том, что распался СССР. Масоны виноваты в том, что продолжается бесконечный мировой кризис, масоны — третья мировая власть, которая решает судьбы мира — это всего лишь небольшая часть теорий заговора о масонах.

На самом деле, если бы масоны действительно правили миром, то мир был бы чуточку лучше. К сожалению, СССР распался сам без нашей помощи, мировые кризисы и массовые смертоубийства — тоже не наша вина. Верно только то, что вольные каменщики присутствуют в политике, бизнесе, науке и, по мере своих сил, стараются работать над реализацией своих идеалов — свободы, равенства и прежде всего братства среди людей разных национальностей, вероисповеданий и политических взглядов. Иногда это срабатывает и помогает в решении проблем нашего общества.

Деятельность масонов всегда была спорной, у каменщиков не может не быть врагов.

У нас хватает индивидуальных противников, которые по тем или иным обстоятельствам выступают против наших организаций. Рассказы о масонских сексуальных оргиях, о том, что мы пьем кровь христианских младенцев, приносим почести Люциферу, организуем войны и кризисы превосходно продаются, благодаря чему их авторы неплохо зарабатывают. Время от времени хочется написать такую книжку, в которой я расскажу о том, как масоны вместе с рептилоидами планируют захватить Землю и беспощадно эксплуатировать все народы и потратить все деньги на развитие своей ложи.

Масонские ордена, ложи — у вас очень сложная структура и иерархия. Какое вы занимается место в этой структуре?

Я состою в смешанном международном ордене «Право человека» (Le Droit Humain — В.Я,) который работает по Древнему и принятому шотландскому уставу (ДПШУ). Это одна из крупнейших масонских организаций в мире. Кроме нас есть, например, масонские ложи, действующие вместе с Великим Востоком Франции, используя, в основном, французский устав, а также наиболее известны ложи, которые действуют на основании Великой Ложи Англии или Шотландии, они используют устав ДПШУ или Йорк. В таких ложах состоят исключительно мужчины.

Женщины могут стать масонами?

Да, женщины могут стать масонами. Первоначально женщин в ряды каменщиков принимали уже в начале 18 столетия, потом этот обычай постепенно угас. Возрождать его начали лишь в конце 19 века, причем возрождать стал орден «Право человека», к которому я принадлежу. Несколько позже появились исключительно женские ложи, относительно недавно, в начале 2000-х годов, членство женщин в своих рядах разрешил Великий Восток Франции. На сегодняшний день исключительно мужскими ложами остаются ложи, которые действует на британской основе. Лично я считаю, что женщины нам нужны, именно они дарят тепло, эмпатию, сочувствие.

Масоны верят в Бога?

Очень часто члены таких лож, о которых я только что упомянул, обращаются к Богу как к Великому Архитектору Вселенной. Другие ложи — как, например, моя, более либерально относятся к интерпретации образа Великого Архитектора. Некоторые из нас считают, что он действительно является Богом, другие видят в нем символ — высшего интеллекта или духовности. Организации такого рода работают на основе разных уставов: «Право человека», например, исключительно по Древнему и принятому шотландскому уставу, традиции которого тянутся к эзотерическому христианству и Кабале.

Хорошо, если масоны так или иначе верят в Бога, то почему же католическая церковь считает, что масонство — это зло?

Масоном может стать человек любого вероисповедания. Самое главное, чтобы кандидат не был религиозным фанатиком, желающим любой ценой заставить других поверить в свою точку зрения. Ни одна масонская организация не ведет подрывной деятельности в отношении главных конфессий — католической, православной или любой иной. Довольно часто священники сами являются членами масонских лож — например, в Великой Британии или странах Латинской Америки. Хотелось бы напомнить, что изначально у масонства были крепкие связи с правящим в Англии и Шотландии королевским родом Стюартов. Тогда масоны, особенно в Британии, были добрыми католиками, в своем большинстве.
Отношение Ватикана к масонству изменилось во время XVIII столетия. Вольные каменщики активно участвовали в движениях, которые угрожали власти не только католических, но и протестантских монархов, ставили под угрозу доктрины католической церкви. Масонские принципы — свободных и независимых интеллектуальных изысканий, сомнения в любых авторитетах — всегда раздражали церковников. Именно это, по моему мнению, и является настоящей причиной, почему консервативные католические, да и православные круги негативно относятся к масонству.
С другой стороны, современные и либеральные теологи и духовные лица активно ищут пути к масонству. По моему мнению, это очень позитивный тренд — у нас с ними много общего: мы чувствуем необходимость напоминать людям о том, что нужно поступать согласно нормам морали, о том, что нужно заботиться о душе, о том, что жизнь не должна превращаться в бесконечную погоню за богатством и удовольствиями.

Польша — страна католическая и консервативная, в последнее время даже ультраконсервативная. Каково это — быть масоном в такой стране?

Нормально. Мнение о том, что в Польше к масонам относятся плохо, не более чем миф. После моего каминг-аута я, в большинстве своем, услышал или позитивные или нейтральные отзывы. Самое любопытное, что это касается также представителей ультракатолических или правых кругов, которым приписывают негативное отношение к масонству. Однако, поскольку масонские организации в Польше довольно малочисленные, наше финансовое положение оставляет желать лучшего: по сравнению с западными ложами мы бедняки. Так, например, нам часто приходится встречаться на частных квартирах или арендовать помещения в гостиницах.

Любопытно. Долгое время масоны предпочитали действовать в тени, тайно. Что же заставило масонов выйти на свет?

То, что масоны действовали в тайне, не совсем правда. Во Франции или англосаксонских странах масоны действовали практически официально и явно. Многие явно добавляют элементы с масонской символикой к одежде. Никакого нездорового удивления это не вызывает. На Западе все давным-давно привыкли к тому, что масоны — часть общества. У нас такой процесс адаптации общества к масонству только-только начинается.

Каждый желающий может стать масоном? По слухам, ритуал, который сопровождает прием в масонскую ложу, требует чуть ли не подписи собственной кровью на пергаменте?

Прежде всего требуется, чтобы кандидат соответствовал жестким моральным критериям. Насколько жестким — зависит от конкретной ложи, но так или иначе ложа внимательно присматривается к кандидату, проверяет его взгляды, поведение, подвергает его испытаниям и наконец во время голосования решает: принять или нет. После кандидата ждет торжественная церемония приема – ее детали в разных ложах могут отличатся. Разглашение деталей запрещается, могу лишь сказать, что ничего подписывать кровью во время церемонии приема не надо. По крайней мере, во время этой церемонии не надо…

Как изменяется жизнь после вступления в ложу? Что требует ложа от своего члена и что отдает взамен?

Инициация — это своего рода символическая смерть и затем рождение. Меняется очень многое: прежде всего, новые обязанности, серьезные обязанности как по самосовершенствованию, так и по трудам на благо ближних.
Знаю, что согласно слухам, масоны раздают другим масонам должности и привилегии, но на самом деле это совсем не так. Да, другие вольные каменщики помогут мне в случае нужды, но это не протекция или непотизм — скорее моральная или духовная помощь. Подведя итоги, каждый из нас, масонов, самостоятельно работает над своим камнем, но делаем мы это не в одиночестве.

Чем отличается деятельность, которую масоны вели сто лет назад от сегодняшней?

Как и сто лет назад, так и сегодня, мы работаем на благо человечества. Формы деятельности — да, изменяются. Медленно, но изменяются. Время от времени те или иные ложи меняют ритуалы, появляются новые типы организаций, которые стараются больше соответствовать вызовам современного мира. Например, один из орденов в Польше экспериментирует с формой ложи, которая объединяет своих членов при помощи интернета.
Очень хорошо прижилась, например, активность традиционных лож в социальных сетях. На сегодняшний день у большинства орденов и лож есть свои странички в Фейсбуке. Появляются информационные порталы, которые хоть и не имеют связей с конкретными организациями, но способствуют распространению информации о нас — вольных каменщиках.

Какую деятельность масоны ведут в Литве и Польше?

Так же, как и везде — работают над своим камнем, по мере сил помогают ближним, стараются разрушить искусственные барьеры, которые разделяют людей и делают невозможным их сотрудничество. К сожалению, поскольку в этой части Европы нас немного, наше влияние более чем скромное. Очень надеюсь, что ситуация со временем изменится.

Другие тайные организации, такие как Розенкрейцеры, Иллюминаты. Что общего у них с масонством?

Ничего. Символика, которая используется в масонстве, уходит корнями в разные традиции, среди них и легенда о Тамплиерах и Розенкрейцеры, но ничего формально общего у нас с другими тайными обществами нет.


Витольд Сокала — Великий Оратор Совета Польской Федерации Международного Смешанного Ордена Вольных Каменщиков «Право человека», Достопочтимый Мастер ложи «Михаил Токажевский-Карасевич» на Востоке Кельц (крупный город в Польше — В.Я.), член Института «Королевское искусство в Польше», объединяющего исследователей и популяризаторов масонства. 

Москва масонская. Легенды и предания «Вольных каменщиков»

БРОНИРОВАНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ

История и деятельность самого загадочного мирового сообщества скрыта от широкой публики. Завеса тайны, которая покрывает всё, что связано с масонским орденом, будоражит воображение, порождая множество мифов и самых невероятных теорий. «Вольным каменщикам» приписывают непосредственное участие в геополитических процессах, влияние на ход истории и связи с оккультными силами.

В Москву моду на масонство привез Петр I, если верить не подтвержденным документально сведениям. Царь увлекся идеями «Вольных каменщиков» во время своих поездок по Европе и сам был посвящен в рыцари ордена. Также участниками тайного сообщества были такие выдающиеся личности, как Суворов, Кутузов, Пушкин, Чаадаев, и многие другие известные люди.

Следы активной деятельности «Вольных каменщиков» сохранились до наших дней. Старинные здания столицы отмечены тайными символами и знаками, которые могут многое рассказать об истории и сути этого движения. Приглашаем Вас на пешеходную экскурсию по масонской Москве со знатоком масонской истории – аккредитованным экскурсоводом–москвоведом!

В ходе пешеходной экскурсии по масонской Москве Вы увидите:

  • Шталмейстерский дворец, когда–то принадлежавший выдающемуся русскому масону Новикову;
  • знаменитые городские усадьбы Орлова, Голицына, Хрущева–Селезнева, в которых в своё время проходили собрания членов тайной ложи;
  • удивительный цветок пассифлору, «распустившийся» на фасаде старинного арбатского дома, изображения акаций и свастик на стенах и львиные головы, украшающие дворянские особняки;
  • дом Пашкова – потрясающей красоты особняк, отмеченный сакральными знаками. Возле него мы остановимся и поговорим о значении символов и смысле их появления на московских зданиях.

В продолжение пешеходной экскурсии по масонской Москве Вы узнаете:
  • как появилось масонство в России и кем были самые влиятельные члены ордена;
  • о сложном жизненном пути гениального архитектора Карла Магнуса Витберга и о первом проекте храма Христа Спасителя, который так и остался нереализованным;
  • об истинном значении масонских ритуалов и символов;
  • о вере, идеалах и целях «Вольных каменщиков».

Вы проведете несколько незабываемых часов в компании нашего эрудированного гида. Эта экскурсия перевернёт Ваше представление о масонах и позволит по–новому взглянуть на суть самого загадочного и влиятельного братства.

Масонство вчера и сегодня: след «вольных каменщиков» в истории России

Однако было в этом словосочетании и другое значение. Согласно масонской легенде, царь Соломон, завладев троном Давида, занялся строительством храма и царского дворца. Для этого он заключил союз с царем древнего Тира Хирамом, правившим по соседству с Израилем. Хирам предоставил Соломону целую армию каменщиков и плотников, которых возглавлял главный мастер строителей храмов, посвященных богу Дионису, Хирам Абифф — самый ловкий и искусный из когда-либо существовавших в мире строителей.

Хирам Абифф знал тайны мастерства и секретные слова, которые помогали безошибочно оценить уровень работы любого строителя. Однажды три подмастерья захотели вынудить его сообщить им секреты Великого Мастера и подстерегли Абиффа в храме, где он молился у незавершенного алтаря, а когда Великий Мастер отказался назвать секретный пароль, то убили его циркулем, угольником и молотком (три этих предмета стали символами масонства).

События, передаваемые в легенде о Хираме, легли в основу обряда посвящения в степень магистра. В статье «Современное франкмасонство» Афанасий Иванович Булгаков подробно описал этот обряд: «…Посвящаемый в мастера должен занять в гробу место убитого лежащего в гробу мастера (Хирама), который не хотел сообщить подмастерьям священное слово мастера. …Убитого ищут и, наконец, находят, стараются приподнять, но заявляют, что у него тело уже сошло с костей. Тогда его приподнимает первоприсутствующий мастер, троекратно целует и тихо говорит ему: «Macbena» (мастерское слово, символ смерти Хирама), и вслух восклицает: «Да будет хвала Великому Строителю Вселенной. Мастер найден!..»

После этого, как утверждает Булгаков, новый мастер произносит клятву, в которой обязуется «действовать согласно идеалам масонства», «любить научную истину», «избегать лжи», и «искать всяких средств к образованию самого себя, к просвещению своего духа, к укреплению своего разума».

Храм внешний и внутренний

Храм занимает центральное место в масонской символике: каждый масон строит «внутренний храм», развивая свои морально-этические качества — каждое из которых, в свою очередь, отождествляется с каким-либо строительным инструментом: молотком, циркулем, угольником, линейкой. Угольник, например, символизирует прямоту и честность. «Подобно тому, как здание, построенное без угольника, может рухнуть и похоронить под собой и самого строителя, и его товарищей, так и человек, живущий бесчестно, приносит несчастья и себе, и своим близким. Поэтому масон символически обязан сверять свои поступки с угольником подобно тому, как каменщик выверяет свою работу по этому инструменту», — так трактуется этот символ на сайте одной из современных лож. Сам процесс строительства становится также символом построения нового совершенного общества.

Еще одна масонская легенда о Храме ведет историю масонских лож от ордена Тамплиеров, или Храмовиков, который был разгромлен французским королем Филиппом IV и Папой Климентом V за «сатанизм, поношение христианства и стяжательство». Руководитель ордена Жак де Молэ и его товарищи погибли на костре, но часть сокровищ Ордена, в том числе и мистического толка (Чаша Грааля), по преданию, были спасены, и оставшиеся в живых Тамплиеры начали работу, создав тайные общества. Целью их жизни стала месть — борьба против власти Церкви и Короля, гласит легенда.

Интересно, что в рукописях масона Ланского историк Георгий Вернадский обнаружил свидетельство о том, что «императоръ Петр I и Лефортъ были в Голландiи приняты въ Темплiеры» — то есть в ложу, носящую название древнего рыцарского ордена.

Масонство и религия

Надо заметить, что легенды о Хираме в Библии нет. Она взята из еврейского предания и выдает один из главных источников мифологии «вольных каменщиков». В связи с этим некоторые исследователи обращают внимание на то, что в поклонении Великому Архитектору можно разглядеть «возвеличивание иудо-каббалистических учений». Так, как утверждает А.Д.Философов, в масонской ложе можно увидеть «имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающие экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство».

Связь масонского учения с иудаизмом стала причиной того, что это учение стало восприниматься как противное христианской вере, своего рода новая ересь жидовствующих — несмотря на то, что «идеал масонства основывается на заповедях, общих для всех христианских конфессий».  

Цитируемый выше Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя Михаила Булгакова,  говоря об отношении масонов к православной церкви, признавал, что франкмасонский союз «воздерживается от всякого участия в религиозных смутах», прежде всего «стараясь сделать из своих членов хороших людей». Сами масоны, по его словам, утверждают, что вражды между христианством и эзотерическим учением «вольных каменщиков» быть не может, так как последнее «опирается на вечные основы всех верований», стремясь сделать из иудея, язычника или православного вообще «хорошего иудея», «хорошего язычника», «хорошего православного». Однако, продолжает Булгаков-старший, быть «хорошим иудеем» «значит быть хорошим врагом всякой иной веры; иначе люди должны лицемерить, скрывая свои воззрения; но поддерживать лицемерие в членах своего союза вряд ли может входить в планы истинного франкмасонства, направленного к воспитанию нравственных существ». Кроме того, «истинное франкмасонство не поощряет религиозного безразличия». Чтобы выпутаться «из этого затруднительного положения», делает вывод Булгаков, масонство, «как видно, стремится создать новую веру, утверждающуюся на вечных основах всех верований, на том всеобщем начале, которое можно найти во всякой религии, т. е. на вере в Величайшее бытие, Личное Существо, Строителя вселенной».

Однако даже подобные деистские воззрения, которые легко прослеживаются в разговорах о Строителе вселенной, разделялись не всеми масонами — и не всегда. К концу XVIII века в Европе стали размножаться всевозможные «системы», многие из которых не остались в стороне от новых веяний. Многие ложи даже отказываются от традиционного требования, согласно которому участник ложи не может быть атеистом. Так, в 90-ых гг. известный астроном Лаланд основывает ложу наук, в которую принимает Вольтера, чья антиклерикальная деятельность сделала его противником многих «ортодоксальных» масонов. Последний шаг сделал Великий Восток Франции, который в 1877 году исключил веру в Бога и служение Великому Строителю Вселенной из числа обязательных требований к посвящаемому. В руководящий документах ВВФ масонство названо «Филантропическим и прогрессивным движением, ставящим целью поиск истины, постижение всеобщей морали». Основополагающими принципами объявлялись «абсолютная свобода совести и солидарность», а девизом — Свобода, Равенство, Братство. Так возникает либеральное масонство.

Масонство в России

Как уже говорилось, одним из первых масонов в России можно считать Петра I. И хотя о франкмасонской деятельности Петра сведений не сохранилось (судить о том, насколько притеснения Православной Церкви в петровскую эпоху были связаны именно с масонскими убеждениями государя, достаточно сложно), событие это представляется глубоко символичным. Действительно, именно при Петре появляется особая категория людей, считающих, что «служение обществу и государственная служба — одно и то же» (Лотман Ю.М. «Сотворение Карамзина»). Новый культурный класс, воспитанный на началах «служилого утилитаризма», привыкает «все свое существование осмысливать в одних только категориях государственной пользы и общего блага». «Табель о рангах» заменяет и символ веры, и само мировоззрение …», — замечает по этому поводу о. Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия».

Именно идея общественного служения как нравственного долга человека становится определяющей в мировоззрении масонов ХVIII века. О людях этого круга Пушкин писал: «Мы еще застали несколько стариков, принадлежавших этому полуполитическому, полурелигиозному обществу. Странная смесь мистической набожности и философского вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия, ярко отличали их от поколения, к которому они принадлежали».

В «практической филантропии» масонов екатерининской (и позднейших) эпох можно разглядеть черты того, что сегодня принято называть «гражданским обществом». «Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-политическим движением, значение его было огромно… Лучшие русские люди были масонами… Масонство было первой свободной самоорганизацией общества России, только оно не было навязано властью», — писал по этому поводу Николай Бердяев, с симпатией относившийся ко многим масонским идеям.
«Русское масонство XVIII и начала XIX веков сыграло громадную роль в духовной мобилизации творческих сил России. С одной стороны, оно привлекало к себе людей, искавших противовеса атеистическим течениям XVIII века, и было в этом смысле выражением религиозных запросов русских людей этого времени. С другой стороны, масонство, увлекая своим идеализмом и благородными мечтами о служении человечеству, само было явлением внецерковной религиозности, свободной от всякого церковного авторитета. С одной стороны, масонство уводило от «вольтерианства», а с другой стороны, — от Церкви; именно поэтому масонство на Руси служило основному процессу секуляризации, происходившему в XVIII веке в России. Захватывая значительные слои русского общества, масонство, несомненно, подымало творческие движения в душе, было школой гуманизма, но в то же время пробуждало и умственные интересы. Давая простор вольным исканиям духа, масонство освобождало от поверхностного и прошлого русского вольтерианства», — пишет в «Истории русской философии» о. Василий Зеньковский.

О том, что масонство стало реакцией на «болезнь» вольтерьянства, пишет и Флоровский. «Во вторую половину [XVIII] века начинается духовное пробуждение. Это было пробуждение от тяжкого духовного обморока. Не удивительно, что слишком часто оно походило на истерику», — отмечает историк. «Пароксизм совестливой мысли», говорил об этом масонском пробуждении Ключевский… «Но это не был только пароксизм. Вся историческая значительность русского масонства была в том, что это была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского инобытия и рассеяния…», — продолжает Флоровский.

В основе гуманизма масонов, по мнению Зеньковского, «лежала реакция против одностороннего интеллектуализма эпохи». Любимой формулой здесь была мысль, что «просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву».

Распространению масонства способствовала его «эзотеричность», доступность лишь по ступеням «посвящения», отмечает исследователь. Не меньшей привлекательностью обладали идеи о «золотом веке впереди» — утопические мечты о преобразовании действительности в соответствии с нравственным идеалом масонов. «Практический идеализм» масонов создавал «свой особый стиль жизни и мысли».

Ощущая Церковь как «отживающее учреждение», масоны призывают к «истинному просвещению» и «пробуждению сердца» — надо заметить, нередко впадая в оккультизм. В частности, характерна идея «отсечения страстей» и «насилования воли» для освобождения «внутреннего человека». Справедливо замечает Флоровский, что здесь «характерно острое чувство не столько греха, сколько нечистоты». В мистической антропологии, которой следовало масонство, громадное значение имела доктрина первородного греха и учение о «совершенном» Адаме. «»Восстановление» этого «изначального совершенства» в XIX веке приняло более натуралистическую окраску в учении о «сверхчеловеке», в замыслах «человекобожества…»», — продолжает Зеньковский.

В эпоху Александра I в философии масонства особое звучание получает и идея космополитизма, понимаемая как «гражданство Астреи» — будущего царства добра и справедливости. Одним из видных представителей масонской идеологии начала XIX века был небезызвестный государственный деятель Михаил Сперанский. Да и сам государь, как отмечал во многих своих работах историк Александр Николаевич Пыпин, не чужд был различным религиозным «веяниям». Именно в период активной деятельности основанного Александром Библейского общества становится популярной идея о том, что «все разделения между исповеданиями от гордости разума»…

Масонство вчера и сегодня

Свобода совести, права человека, равноправие — популяризации многих из тех идей, которые для нас сегодня привычны, способствовали именно масоны. Примечательно, что из подписавших Декларацию независимости 56 человек 55 были масонами.

Нельзя не признать, что «вольные каменщики» сделали немало для становления в России типографского дела и светского образования, близко познакомив страну с западной культурой и философией. Многие из них были настоящими праведниками, самоотверженными энтузиастами, готовыми все отдать на «филантропические» цели (Лотман говорит о московский мартинистах — «нравственный оазис»). Алексей Михайлович Кутузов, масон новиковского круга, всю жизнь посвятивший служению ордену, скончался в берлинской долговой тюрьме — от голода. Возможно, эта самоотверженность была одним из секретов популярности масонства.

Но нельзя не сказать и о том, что эти же люди провели — и продолжают вести — большую работу по маргинализации Церкви, подменяя христианство симпатичными, но достаточно опасными идеями о внецерковной — а нередко и антицерковной — добродетели… Многие из масонских лож открыто заявляли о своем христоборчестве, тем самым дискредитируя и те «гуманистические» идеалы, которые они провозглашали. «Триумф Галилеянина длился 20 веков. Иллюзия длилась слишком долго. Он исчезает в свою очередь. Бог — лжец. Он присоединяется в пыли веков к другим божествам Индии, Египта, Греции и Рима, которые тоже видели много обманутых ими существ, лежащих ниц перед их алтарями. Братья-масоны, нам должно быть приятно, что мы не чужды этому падению ложных Богов», — провозгласил в 1903 году Конвент Великого Востока. «Долой Распятого: Ты, который уже 18 веков держишь мир сгорбленным под Твоим ярмом, Твое царство кончено. Не нужен Бог!» — говорит масон Флери.

Сегодня в отношении масонства существует два больших заблуждения. Согласно первому, глупо видеть во всем «масонский заговор», а любая попытка оценить роль «вольных каменщиков» в истории рассматривается как увлекательная конспирология, не более того. Согласно другому, именно масонские ложи — таинственные и всемогущие организации — стоят за важнейшими историческими событиями. И то и другое в корне не верно. Как сказал в одном из своих недавних интервью крупному информационному агентству дьякон Андрей Кураев: «Не надо считать, что Господь Бог ушел в отпуск, передав власть над миром масонам. Но и не надо считать, что слово «масон» употребляют только неумные люди, а на самом деле их не было и нет».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Выставка «В масонских ложах: ритуал и символика»

  Впервые в городах России будет открыта выставка,  посвященная ритуалу и символике масонства – одного из самых интересных и неоднозначных явлений духовной жизни человечества. В состав выставки вошло около 100 экспонатов из уникального масонского собрания Музея истории религии, включающего памятники XVIII — XX вв. Демонстрируя подлинные предметы, связанные с учением и ритуалом масонов, выставка вносит вклад в осмысление этого многообразного и неоднозначного религиозно-этического учения.

С начала прошлого века в России только второй раз памятники, связанные с масонством, экспонируются в таком объеме (первой    за 100 лет стала выставка, открытая в Музее истории религии в 2008 г.).
В экспозицию путешествующей по России выставки вошли предметы, связанные с историей европейского и русского масонства XVIII – нач. ХХ в. и  рассказывающие о ритуалах и символике братства «вольных каменщиков». Это подлинные рукописи и документы, масонские знаки отличия, ритуальные предметы (фартуки, мастерки, молотки, ленты), редкие гравюры, книги, грамоты и дипломы, живопись и скульптура.

Масонство (mason (англ.)– «каменщик») – религиозно-философское движение, возникшее в начале XVIII в. в Англии, откуда затем оно распространилось по всей Европе, а потом и в России. Целями масонского союза были провозглашены нравственное совершенствование, познание себя и истины. Каждая из этих целей достигается на определенной ступени посвящения — ученик, подмастерье и мастер.
В основе масонского ритуала и символики лежит легенда о Хираме, архитекторе, которому, согласно ветхозаветному преданию, царь Соломон поручил строительство Иерусалимского храма. Этим объясняется активное использование предметов и орудий труда каменщиков-строителей: фартука, отвеса, циркуля, угольника, молотка, мастерка и других, получивших символическое толкование в обрядности вольных каменщиков.

Масонство своими корнями восходит к средневековым артелям строителей-каменщиков, появление которых относится к XII в., а первые документальные сведения о них датируются серединой XIV в. Это были не только профессиональные ремесленные объединения, но и тесные союзы взаимопомощи – братства, которые носили церковно-религиозный характер. Помимо заботы о загробной жизни умерших братьев, о почитании святого – патрона цеха, братья оказывали и взаимную помощь во время путешествий, полных опасностей: при помощи условных паролей и знаков они повсюду узнавали друг друга. С XV в. ложей стали называть не только мастерскую, но и саму артель. Со временем масонские ложи-братства отделились; артели ведали ремесленными делами, братство хранило традиции морального общения и взаимопомощи.
Датой основания собственно масонских лож принято считать 1717 г., когда в Англии, в день св. Иоанна Крестителя (24 июня) в таверне «Гуся и Противня» состоялось первое собрание масонов. В 1723 г. была опубликована «Книга Конституций» Джеймса Андерсона. Этот документ был утвержден и принят за основной закон масонами по всему миру.

Первые сведения о появлении масонских лож в России относятся к 1731 г. В начале своего существования масонство было модной заграничной забавой, «игрушкой для праздных умов» (И.П.Елагин), не имело еще корней и почвы для своего развития. Лишь к 60-м годам XVIII в. в обществе появляется стремление к «исканию истины», поэтому идеи духовного строительства, нравственного совершенствования и взаимной поддержки, религиозной терпимости оказываются актуальны. В конце XVIII – начале XIX в. масонство в России активно развивалось, в 1820-х гг. работы вольных каменщиков России оказались под запретом. В начале XX в. к масонству вновь возник интерес.  Новая страница истории масонства в России была открыта в 1990-х гг., когда масонские мастерские вновь приступили к своим работам.
Масонство, возникнув почти триста лет назад, продолжает оставаться значимым явлением мировой культурной и общественной жизни. В настоящее время в России насчитывается несколько сотен масонов. В числе «вольных каменщиков» наших дней — чиновники, преподаватели, предприниматели, врачи и журналисты. Благотворительность, сопровождающая деятельность масонских лож на Западе, становится характерной и для российского масонства.

Кто масоны — Великая Ложа Вирджинии

Кто такие масоны и чем они занимаются?

Масоны (также известные как масоны) принадлежат к старейшей и крупнейшей братской организации в мире. Сегодня в Северной Америке более двух миллионов масонов. Масоны представляют практически все занятия и профессии, но в Братстве все встречаются на равных. Масоны принадлежат к разным политическим идеологиям, но встречаются как друзья. Масоны происходят из разных религиозных верований и верований, но все верят в одного Бога.

Многие из первых патриотов Северной Америки были масонами. Тринадцать подписавших Конституцию и четырнадцать президентов Соединенных Штатов, включая Джорджа Вашингтона, были масонами. В Канаде отец Конфедерации сэр Джон А. Макдональд был масоном, как и другие первые канадские и американские лидеры.

Один из самых увлекательных аспектов масонства — это то, как так много людей из самых разных слоев общества могут встречаться вместе в мире, всегда ведя свои дела в гармонии и дружбе и называя друг друга «Брат.”

Что такое масонство?

Масонство (или масонство) посвящено Братству людей под отцовством Бога. Он символически использует инструменты и орудия древних архитектурных мастеров в системе обучения, разработанной для формирования характера и моральных ценностей в своих членах. Его единственная цель — делать хороших людей лучше. Его узы дружбы, сострадания и братской любви пережили на протяжении веков даже самые спорные политические, военные и религиозные конфликты.Масонство — это Братство, которое побуждает своих членов исповедовать веру их личного признания. Масонство учит, что каждый человек, совершенствуясь и помогая другим, обязан изменить мир к лучшему.

Где зародилось масонство?

Никто не знает, сколько лет масонству, потому что его истинное происхождение потеряно во времени. Большинство ученых полагают, что масонство возникло из гильдий каменщиков, построивших величественные замки и соборы средневековья.В 1717 году масонство создало официальную организацию, когда четыре ложи в Лондоне объединились, чтобы сформировать первую Великую ложу в Англии. К 1731 году, когда Бенджамин Франклин присоединился к Братству, в колониях уже было несколько лож, а в Канаде первая ложа была основана в 1738 году.

Сегодня масонские ложи можно найти почти в каждой общине по всей Северной Америке, а в больших городах обычно есть несколько лож.

Масон может отправиться практически в любую страну мира и найти масонскую ложу, где его примут как «Брата.”

Чем занимаются масоны?

Масонский опыт побуждает членов Церкви становиться лучшими мужчинами, лучшими мужьями, лучшими отцами и лучшими гражданами. Братские узы, сформированные в Ложе, помогают строить дружбу на всю жизнь между мужчинами со схожими целями и ценностями.

Помимо индивидуального развития и роста, масонство активно помогает людям. Масоны Северной Америки жертвуют более двух миллионов долларов в день на благотворительность. Эта благотворительность представляет собой беспрецедентный пример гуманной приверженности этого великого и благородного Братства.Большая часть этой помощи идет людям, которые не являются масонами. Некоторые из этих благотворительных организаций представляют собой масштабные проекты. Святилища масонов (Shriners) управляют самой большой в стране сетью больниц для обожженных детей и детей с ортопедическими нарушениями, и здесь никогда не взимается плата за лечение. Масоны шотландского обряда поддерживают общенациональную сеть из более чем 150 клиник, центров и программ по лечению языковых расстройств у детей.

Многие другие масонские организации спонсируют различные виды благотворительности, в том числе программы стипендий для детей, и осуществляют общественную деятельность в своих общинах.Масоны также наслаждаются общением друг с другом и своими семьями в социальных и развлекательных мероприятиях.

Несколько масонских принципов:

  • Вера должна быть центром нашей жизни.
  • Все мужчины и женщины — дети Божьи.
  • Никто не имеет права говорить другому человеку, о чем он должен думать или во что он должен верить.
  • Каждый человек обязан быть хорошим гражданином и соблюдать закон.
  • Важно работать, чтобы сделать мир лучше для всех.
  • Честь и порядочность — ключи к полноценной жизни.

Что такое масонская ложа?

Слово «Ложа» означает как группу масонов, собирающихся вместе, так и комнату или здание, в которых они встречаются. Масонские здания иногда называют «храмами», потому что первоначальное значение этого термина было «местом знания», а масонство способствует продвижению знаний.

масонских лож обычно встречаются один или два раза в месяц для ведения обычных дел, голосования по петициям о членстве и привлечения новых масонов в Братство посредством трех церемоний, называемых степенями.В комнате Ложи масоны участвуют в различных программах. Здесь формируются и укрепляются узы дружбы и общения.

Кто может претендовать на участие?

Кандидаты должны быть людьми с хорошим характером, верящими в Высшее Существо. Чтобы стать масоном, нужно подать прошение в конкретную ложу. Хозяин Ложи назначает комитет для посещения заявителя до голосования Ложи по его петиции.

Итак, кто такие масоны?

Масоны — это люди с хорошим характером, которые стремятся улучшить себя и сделать мир лучше.Они принадлежат к старейшему и почтеннейшему Братству, известному человеку. Если вы думаете, что можете быть заинтересованы в том, чтобы стать ее членом, вы можете начать с обращения в Ложу в вашем районе или поговорить с масоном.

Люди с характером и честностью присоединяются к масонам

Большинство из них — это мужчины, которые занимаются своей работой и профессиями без намека на то, что они масоны, за исключением образа жизни. Многих легко узнать по имени, лицу или достижению. Джордж Вашингтон и тринадцать других президентов, восемь вице-президентов и сорок два судьи Верховного суда были масонами.

Некоторые известные масоны

Дэнни Томас

Джон Филип Соуза

Гарри С. Трумэн

Дэйв Томас

Лоуэлл Томас

Джордж Вашингтон

Томас Дж. Уотсон

Джон Уэйн

Эдди Арнольд

Рой Акафф

Эдвин «Базз» Олдрин

Джин Отри

Л. Ван Бетховен

Ирвинг Берлин

Симон Боливар

Гуцон Борглум

Эрнест Боргнин

Омар Брэдли

Ричард Э.Берд

ДеВитт Клинтон

Тай Кобб

Джордж М. Кохан

Дэви Крокетт

Норм Кросби

Джек Демпси

Джон Дифенбейкер

Джимми Дулиттл

Дюк Эллингтон

Сэр Александр Флеминг

Джеральд Р. Форд

Генри Форд

Бенджамин Франклин

Кларк Гейбл

Бенджамин Гилман

Артур Годфри

Барри Голдуотер

Джон Хэнкок

Гарри Хершфилд

Гарри Гудини

Сэм Хьюстон

Хуберт Х.Хамфри

Берл Айвз

Уилл Роджерс

Теодор Рузвельт

Франклин Д. Рузвельт

Дэвид Сарнофф

Жан Сибелиус

Красный Скелтон

Эндрю Джексон

Эл Джолсон

Джон Пол Джонс

Джек Кемп

Редьярд Киплинг

Маркиз де Лафайет

Fiorello LaGuardia

Джон Гленн

Чарльз Линдберг

Дуглас Макартур

Джордж К.Маршалл

Тергуд Маршалл

Чарльз В. Мэйо

Уильям МакКинли

Лауриц Мельхиор

Джеймс Монро

Вольфганг А. Моцарт

Арнольд Палмер

Доктор Норман В. Пил

Дж. К. Пенни

Джон Першинг

Эдди Рикенбакер

Филиал Рики

Сесил Б. де Милль

Если вы хотите узнать больше, вы можете связаться с Великим секретарем Великой Ложи Вирджинии, и он позаботится о том, чтобы масонский брат связался с вами, чтобы ответить на ваши вопросы.

Опубликовано с разрешения Масонского информационного центра. 8120 Фентон-стрит, Силвер-Спринг, Мэриленд, 20910-4785 Тел .: (301) 588-4010 Факс: (301) 608-3457 Веб-сайт: https://www.msana.com

Чему масоны научили мир секретности

Масонство — самое известное тайное общество в мире. Его секретность, действительно, превратила его в одну из самых заразительных идей истории — и, таким образом, его история преподносит поразительный урок силы тайны.

Масоны ведут свое происхождение от Лондона в 1717 году.Ремесло, как его называют участники, было основано на братских узах, созданных ритуалом и символом. Его правила предписывали формальное равенство между всеми членами, независимо от их расы, вероисповедания или класса. Целью было нравственное воспитание: создание лучших людей, точно так же, как древние каменщики строили соборы и замки. Однако важно то, что все это должно было проводиться в уединении от внешнего мира и предполагало изучение секретов и клятву хранить их.

Какие бы секреты ни хранили масоны, они сделали их волшебным инструментом для вербовки.Кто мог сопротивляться обещанию присоединиться к элите, владеющей оккультными истинами? За пару десятилетий таинственность масонства сделала его всемирным явлением: ложи были повсюду от Амстердама до Алеппо, от Чарльстона до Калькутты. Ремесло распространилось на течениях более ранней эпохи глобализации: империи и коммерции, войнах и интеллектуальном обмене.

Его основатели быстро обнаружили, что они не могут контролировать свое творение. Внутри группы масоны страстно расходились во мнениях относительно тайных обрядов и процедур, разделяясь на конкурирующие ветви на основе своих убеждений.Они также расходились по вопросам расы и пола. Достойны ли женщины быть допущенными к великим тайнам? Были евреи или чернокожие? Внешне масонский бренд был заимствован и опорочен. Если у вас был секрет, то организация, подобная масонам, казалась хорошим способом сохранить его. Такие разные группы, как Ку-клукс-клан (чтобы скрыть личность террористов, выступающих за превосходство белой расы), сицилийская мафия (преступность) и мормонская церковь (двоеженство), включали в себя скрытые нити масонской ДНК.

Возможно, неудивительно, что подозрения преследовали каждый шаг Братьев. Папа очень рано отлучил их от церкви, посчитав их скрытыми еретиками; Согласно Ватикану, любой католик, присоединяющийся к масонам, все еще подвергает свою душу опасности. После Французской революции священник-беженец в Лондоне по имени аббат Баррюэль написал Мемуары, иллюстрирующие историю якобинства , пятитомный анализ причин революции, в котором во всем виноваты злые планы, задуманные в ложах. .Короче говоря, Баррюэль был первым в мире теоретиком заговора. С тех пор масонов обвиняли в «убийстве» Моцарта, вспышке русской революции и сокрытии расследования гибели Титаника — среди множества других гнусных деяний.

Получите исправление истории в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History

Мысль о заговоре побудила Муссолини, Гитлера и Франко сокрушить Ремесло.Сегодня масонство запрещено в Китае и повсюду в мусульманском мире, кроме Ливана и Марокко. Хартия ХАМАС описывает масонство как «сеть шпионов», созданную евреями для «разрушения обществ и продвижения сионистского дела».

Тайна масонства, дающая свободу этим лихорадочным представлениям, подобна воде на дне колодца. Люди, построившие колодец, знают, насколько он глубок.Остальные из нас могут только смотреть вниз и гадать, что может скрываться внизу, в то время как темная поверхность отражает наши страхи.

Спросите масонов сегодня о секретности, и вы получите ответ. «Мы не тайное общество, — скажут они, — мы общество с секретами». Комитет в недрах какой-то Великой Ложи или другой, очевидно, думал, что эта формула решит проблему. Но, конечно, даже умеренно скептически настроенные немасоны все равно будут удивляться. Какие секреты? Что они скрывают? Целый жанр разоблачения утверждает, что дает ответы, которые масоны, похоже, не хотят давать.

Тем не менее, пресловутые секреты масонов никогда не были такими уж секретами. Первое разоблачение датируется 1730 годом. Сегодня пара минут в Google — это все, что нужно, чтобы узнать все, что вы, возможно, захотите узнать.

Отбросьте весь протокол, и мы обнаружим, что масонская тайна многогранна: это и больше, и меньше, чем то, о чем говорят результаты Google.

Во время обрядов инициации масон узнает много секретов, таких как странное рукопожатие, свидетельствующее о его масонском статусе.(Масоны называют это «хваткой».) Символы, истинное значение которых масоны узнают, также являются секретными. На всякий случай новые масоны также должны дать тайные, леденящие кровь клятвы не выдавать секреты, которые они узнали: «Под не меньшим наказанием … чем перерезание горла и вырванный с корнем язык, и мое тело похоронили в морском песке на отметке отлива ».

Итак, масонские ритуалы состоят из секретов, окутанных секретами, окутанных секретами. Сняв обертку, обнаруживаются моральные принципы обезоруживающей банальности.Будь хорошим парнем. Узнай больше о мире. Помните, что смерть рассматривает ситуацию в перспективе. Великие секреты масонства — это материнство и яблочный пирог.

Это действительно все? Даже многие первые мастера были недовольны и сформировали новые версии братства, чтобы защитить настоящих секретов : вроде лекарства от старости или формулы превращения недрагоценных металлов в золото. Другие стремились заполнить пустоту секретности утопической политикой: и иллюминаты Баварии, и угольщики Италии были вариантами масонства, предлагавшими начало революционному плану.

Они все упустили суть. Масонская тайна — это вообще не способ что-либо скрыть. Ключевым моментом является упаковка, а не то, что в ней находится. Тайна — это способ окутать узы братства торжественностью и святостью. Рожденное в эпоху Просвещения, когда власть религиозной ортодоксии в частной и общественной жизни стала ослабевать, масонство открыло путь в более светский мир.Это был дом на полпути: его секретность сделала его , как и , религией, не содержащей никаких опасных теологических идей.

Первые масоны вряд ли могли предсказать глобальную историю успеха и известности лохматых собак, которую они принесут. Урок их увлекательной истории прост: сделайте так, чтобы вас неправильно поняли.

Джон Дики — автор книги Ремесло: как масоны создали современный мир, , доступный авг.18 из PublicAffairs.

Еще истории, которые необходимо прочитать из TIME


Свяжитесь с нами по адресу letter@time. com.

масонов, братство, а не культ

Особенности
Жанель де Соуза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *