09.12.2024

Кассир содержание труда: Кассир | Профориентир

Интерактивный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ города Севастополя

1. Презентация профессии
В процессе развития торговли человек перешел от натурального обмена товарами к обмену товаров на их общепринятый эквивалент – деньги. До конца 19-го века продавец сам совершал все операции при продаже товара. Он привлекал покупателей, показывал им товар, принимал деньги, выдавал товар покупателю. Но развитие мегаполисов и появление больших универмагов потребовало другого подхода к торговле, обеспечивающего больший контроль над работой продавцов и более высокую скорость обслуживания покупателей.
В 19 веке Дэвид Браун получил патент на «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». С этого момента началась эра автоматизации и учета розничных операций. Система была столь надежна и неприхотлива, что исправно работала долгие годы: в универмаге Лоунса в Нью-Йорке она верой и правдой прослужила целых сто лет без единого дня простоя до самого закрытия магазина.
В 1884 году братья Ритти изобрели кассовый аппарат, который занял свое законное место в центре инфраструктуры магазина с системой Брауна. Он позволял кассиру не только быстрее и правильнее произвести расчет, но и обладал функцией, из-за которой налоговые органы впоследствии сделали его обязательным во всех розничных точках: он сохранял в памяти информацию обо всех платежах. Именно кассовый аппарат и стал причиной гибели простого и надежного изобретения Брауна — его возможностей оказалось достаточно, чтобы заменить собой предыдущую, более громоздкую систему.
Сегодня контрольно-кассовая машина — это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью регистрации предприятиями наличной выручки. Кассовый аппарат используется при расчётах за проданные товары и выполненные услуги. Самая важная часть аппарата — фискальная память, данные из которой нельзя удалить. В фискальной памяти накапливаются данные об операциях, совершённых на данной торговой точке, которые подлежат налогообложению.

Кассовый аппарат — это основной инструмент кассира. Современный кассовый аппарат может быть дополнительно укомплектован устройствами, позволяющими считывать штрихкоды и другие маркеры, несущие информацию об артикуле товара, его стоимости и потребительских свойствах. Современное кассовое оборудование является, по сути, специализированной вычислительной машиной.
Кассир — специалист, который непосредственно выполняет кассовые операции в магазинах, на предприятиях и т.п.
Кассир производит прием, учет, выдачу и хранение денежных средств с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Кассир ведет кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком и составляет кассовую отчетность. Рабочее место кассира располагается обычно непосредственно в помещениях, предназначенных для торговли товарами: в магазинах, отделах универсальных магазинов, в стационарных киосках, в мобильных киосках (тонарах), на постоянных и временных ярмарках и рынках.
Находясь на своем рабочем месте, кассир, как правило, с помощью кассового аппарата, подсчитывает сумму, на которую покупатель приобретает товар или услугу, и проводит денежный расчет наличными банкнотами или по банковской (пластиковой) карточке.
Наиболее ответственный момент в работе кассира – это работа с деньгами. Кассир несет ответственность за деньги, находящиеся у него в кассе, и за правильность взаиморасчетов с покупателями. Именно из тех денег, что попадают в кассу к кассиру, складывается прибыль магазина, выплачивается зарплата как ему самому, так и его коллегам.
Кассир выступает в качестве посредника между покупателем и производителями товаров. Помогая людям приобретать необходимые им товары, кассир обеспечивает финансовую безупречность операций с деньгами.
Преимущества профессии: востребованность на рынке труда.
Ограничения профессии: материальная ответственность, повышенные нагрузки.

2. Тип и класс профессии
Профессия кассира относится к типу «Человек – Знак», так как она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, таблицами, документами. В ней требуются: умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.

Дополнительно эта профессия относится к типу «Человек — Человек», так как она связана с общением и взаимодействием с людьми.
Профессия кассира относится к классу «исполнительских», она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. В ней требуется организованность и исполнительность.

3. Содержание деятельности
Кассир торгового зала производит расчет с покупателями за товары, подсчет стоимости покупки, получение денег, пробивку чека и выдачу сдачи.
Он осуществляет четкое и вежливое обслуживание покупателей, создает для них комфортные условия, контролирует отсутствие нарушений правил торговли, принимает меры по обеспечению отсутствия очередей.

Кассир принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций, информирует руководство об имеющихся недостатках в обслуживании покупателей, принимаемых мерах по их ликвидации.
В обязанности кассира входит проверка исправности кассового аппарата, заправка аппарата контрольной и чековой лентами, запись показаний счетчиков, перевод нумератора на нули и установки дататора, а также устранение мелких неисправностей контрольно-кассовой машины.
Кассир осуществляет получение разменных денег и их размещение в кассовом ящике. Он производит подсчет денег и сдачу их в установленном порядке, сверку суммы реализации с показаниями кассовых счетчиков, а также операции по приему, выдаче и хранению денежных сумм, ведет кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком, предоставляет кассовые отчеты.
Для успешной работы кассир торгового зала должен быть знаком с ассортиментом имеющихся товаров и ценами на них.

4. Условия труда
Кассир может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях.

Это могут быть магазины, торговые залы и т.п. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием кассового аппарата. Как правило, это насыщенная деятельность, связанная с напряженным трудом и общением.
В своей работе кассир часто ограничен требованиями работодателя, нормами и правилами своей профессии.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии кассира необходимы базовые знания по математике, экономике.
Квалифицированный кассир должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста


Для успешной деятельности в качестве кассира необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для кассира:

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития кассира:
Специализация и освоение смежных областей
С получением дополнительного образования можно претендовать и на другие позиции в сфере торговли. Стандартный профессиональный рост кассира: кассир – старший кассир.
Также человек с профессией кассира может осваивать смежные специализации, такие как: продавец, администратор торгового зала, товаровед и т.п.
При этом профессия кассира может предполагать и управленческий путь развития. В данном случае кассир может занимать руководящие посты в сфере торговли, при наличии соответствующего образования и опыта работы.

11.  Родственные профессии
Продавец, кассир сбербанка, счетовод, бухгалтер, администратор.

Профессиограмма швеи

на базе 9 классов

дневное обучение:

1. Повар, кондитер

срок обучения 3 года (повар, кондитер, официант)

2. Парикмахер

срок обучения 3 года (парикмахер, мастер маникюра, педикюра, визажист)

3. Продавец

срок обучения 3 года (продавец продовольственных и непродовольственных товаров, контролёр — кассир, компьютерная подготовка)

4.

Оператор швейного оборудования.
Мариинская группа

срок обучения 3 года (оператор швейного оборудования, швея).
Предоставляются: общежитие, форма, трехразовое бесплатное питание, трудоустройство

5. Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования

срок обучения 3 года

вечернее обучение для 10-11 классов:

1. Оператор швейного оборудования

срок обучения 2 года

2. Продавец, контролёр — кассир

срок обучения 2 года

на базе 11 классов

дневное и вечернее обучение для работающей молодежи:

Парикмахер

срок обучения 1 год (парикмахер, мастер маникюра, педикюра, визажист)

на базе 9 и 11 классов коррекционных школ VIII вида

дневное обучение:

Швея

срок обучения 2 года

1. Общая характеристика труда

Содержание и основные операции (действия):

Осуществление пошива изделий вручную или на разнообразных универсальных машинах. Ликвидация обрыва нити, замена шпули, регулировка натяжения нити, частоты строчки; проверка качества кроя, соответствия фурнитуры цвету и назначения изделия. Сочетание сравнительно простых операций, тарифицируемых по первому и второму разряду (вывертывание деталей, удаление нити временных строчек, вырезание деталей и т.п.) и более сложные операций, выполнение которых требует четвертого и пятого разряда (втачка, соединение воротника с горловиной и др.)

Условия и характер труда:

Выполнение всего объема работы (швея индивидуального пошива в ателье) или одной из операций (швея-мотористка в крупносерийно производстве). Режим работы одно — двух сменный, индивидуально и в составе бригады, в свободном (швея в ателье) или заданном темпе (на конвейере). Работа на конвейере характеризуется монотонностью.

2. Требования профессии к качеству подготовки

Знания:

Знание технологии швейного производства: виды тканей и их пошивочных свойств, способов обработки, конструктивных особенностей, принципов работы обслуживаемого оборудования и правил ухода за ней.

Умения и навыки:

Умение подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка, регулировать скорость машины при выполнении различных швов, подготавливать край к работе, проверять его качество. Выполнять различные строчки, соединять изделий при помощи швов, осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.

3. Требования профессии к личностным качествам

Интересы и склонности:

Узкие профессионально — трудовые интересы, интерес к изготовлению новых изделий, удовлетворение от результатов работы. Склонность к выполнению монотонных операций.

Профессионально важные качества:

Высокая острота зрения, тонкая чувствительность пальцев, хорошая координация рук и зрительно — моторная координация, точный глазомер, хорошая концентрация и переключаемость внимания. Усидчивость и трудолюбие.

4. Медицинские противопоказания

Остеохандроз, заболевания суставов, плоскостопие в тяжелой форме. Бронхиальная астма. Заболевания, связанные с потерей зрения более, чем на 25%. Нарушения цветоощущения, астигматизм высокой и средней степени, пресбиопия. Заболевания, связанные с потерей слуха более чем на 25% (бинаурально). Паркинсонизм, хореи.

документы необходимые для поступления

  1. Заявление
  2. Аттестат (подлинник)
  3. Паспорт или свидетельство о рождении (копия)
  4. Медицинская справка (форма 086/у) с выпиской о прививках
  5. Фотографии 3×4 (6 штук)
  6. Справка с места жительства с указанием состава семьи
  7. Папка — скоросшиватель, 2 файла

Зачисление производится на основе заключения договора

  1. без вступительных экзаменов
  2. обучение бесплатное
  3. бесплатное питание
  4. стипендия, льготы сиротам
  5. возможность продолжить обучение по сокращенным программам КТЭТ и КТК

Полезные ссылки

Мониторинг рынка труда — 2019: квалификации, востребованные временем

11. 06.2019






Стартовал новый этап мониторинга рынка труда, в фокусе которого – квалификации – базовый элемент кадрового потенциала страны, определяющего возможности достижения важнейших стратегических целей экономического и социального развития. Определение востребованных работодателями квалификаций и их характеристик стало предметом масштабного исследования, которое продолжает Национальное агентство развития квалификаций в этом году.

С чего все началось…

В мае 2019 года Национальное агентство развития квалификаций представило результаты опроса работодателей, проведенного в прошлом году совместно с ВЦИОМ и советами по профессиональным квалификациям в машиностроении, судостроении, ракетно-космической и телекоммуникационной отраслях в рамках апробации единого инструментария мониторинга рынка труда.
В мониторинге приняли участие более 500 организаций, из них более половины – крупные предприятия. В ходе опроса была собрана уникальная информация о квалификациях работников: качественном и количественном составе, способах компенсации квалификационных дефицитов, потребности в soft skills и т. д.

Результаты опроса показали, что работодатели продолжают «доучивать» выпускников вузов и колледжей, тратя на это существенные ресурсы, хотя бизнес активно сотрудничает с системой среднего профессионального и высшего образования для решения задач устранения кадрового дефицита.

С другой стороны, все большее значение для работодателей приобретают общепрофессиональные компетенции работников или soft skills. Например, 10 наиболее востребованных общепрофессиональных компетенций, по мнению работодателей: работа в коллективе, самоорганизация, самообразование, решение проблем, обучение других сотрудников, деловая коммуникация, инициативность, применение ИТ, поиск и структурирование информации, а также мобильность.

Жизненный цикл квалификации

Квалификация – это характеристика, объединяющая понятия «работник» и «рабочее место». Квалификация – это профессиональные знания и умения, необходимые для выполнения определенного вида трудовой деятельности. Квалификационные требования, предъявляемые работодателем к работникам, изменяются по мере развития технологий, обновления оборудования. Устаревшие квалификации угасают, взамен появляются новые. В рамках одной квалификации может изменяться содержание труда, расширяться поле профессиональной деятельности, например, повар-продавец-кассир.
Цель мониторинга рынка труда – это формирование комплексного представления о жизненном цикле профессиональных квалификаций, изучение взаимосвязи изменений технологических процессов и требований к кадрам, своевременное определение запроса к системе образования в связи с этими изменениями, а также изучение потребности работодателей в квалификации и профессиональном образовании работников.

Результаты мониторинга позволят не только определить востребованные и дефицитные квалификации, но и сформировать рекомендации для служб занятости по подготовке высвобождающегося и незанятого населения, выявить «угасающие» квалификации, не требующие подготовки, спрогнозировать кадровые потребности, сделанные в разрезе квалификаций, требующихся работодателям.

Новая волна – новые задачи
В 2019 году Национальное агентство развития квалификаций расширяет предмет мониторинга рынка труда, включив в него вопросы о зависимости заработной платы работников от уровня квалификации и наличия компетенций, проблемах функционирования рынка труда, наиболее существенных для бизнеса, взаимодействии с образовательными организациями.

Для этих целей планируется внедрить единый информационный ресурс, с помощью которого будет организован мониторинг, а в перспективе будут собраны данные всех подобных исследований рынка труда (в том числе, проведенных по заказу государства), что позволит обмениваться достоверной информацией и делать на ее основе более точные прогнозы.

Опрос работодателей в рамках мониторинга рынка труда проводится с использованием информационного ресурса http://opros-nark.ru/.

Приглашаем работодателей принять участие в мониторинге.

Специальность Обслуживание перевозок на железнодорожном транспорте

Описание специальности

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются предприятия и организации Белорусской железной дороги.  

Проводник пассажирского вагона

Содержание труда: принимает вагон согласно существующей описи, расписывается в маршрутном листе, получает постельное белье, чай, реализует все это во время рейса, следит за исправностью технической системы и санитарным состоянием вагона, за посадкой и своевременной высадкой пассажиров.

Выпускники должны знать: нормативные документы, правила эксплуатации вагонов, основы психологии общения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. 

Профессионально важные качества: 

  • коммуникативные способности; 
  • аккуратность; 
  • внимательность; 
  • хорошая зрительная память. 

Кассир билетный 

Содержание труда: оформление и продажа билетов и других проездных и перевозочных документов пассажирам на транспорте в соответствии с действующей технологией с использованием ЭВМ, составление кассовых отчетов, отчетов по продаже билетов и движению бланков строгой отчетности, обеспечение хранения и сдача денежных средств и других материальных ценностей.

После окончания колледжа выпускники должны знать: правила перевозки пассажиров и багажа, тарифные руководства, порядок оформления и продажи билетов, маршруты следования и расписания движения транспорта, правила пользования ЭВМ. 

Профессионально важные качества: 

  • память; 
  • внимание; 
  • аккуратность; 
  • коммуникативные способности. 

Присваиваемая квалификация

Проводник пассажирского вагона  профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Проводник пассажирского вагона
  • Кассир билетный 

Ссузы, где есть эта специальность

Перейти к основному содержанию Поиск