27.09.2021

Сфера финансов: Сферы финансовой системы Moneyzzz – деньги для людей

Сферы финансовой системы Moneyzzz – деньги для людей

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные – это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные – это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Сферы финансовой системы

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Субъекты

 

 

Финансовая сфера компаний и

организаций

Сфера страхования

Госфинансы

Системные звенья

  • финансовые ресурсы
  • коммерческого сектора
  • финансы некоммерческих учреждений
  • финансовые ресурсы
  • общественных объединений

Выделяют следующие типы страхования:

  • социальное
  • имущественное и личное
  • страховка ответственности
  • страхование рисков в бизнесе
  • госбюджет
  • внебюджетные фонды
  • госкредит

 

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Сферы финансовой системы

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Федеральный уровень

Муниципальный уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

 

 

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет – это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета – это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование – это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок – это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Орган власти

Функция

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Парламент РФ

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Координирующий центр

Управление финансами

Минфин РФ

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

ФНС и ФТС

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Банк России

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Счетная палата

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок – фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности – заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности – состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете !

Отрасли экономики: финансы

Экономическое и финансовое образование обеспечивает человеку хорошие перспективы карьерного роста

Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Что происходит сегодня в сфере экономики и финансов? Насколько перспективно работать в финансовом секторе? Какие компетенции нужно развивать будущим специалистам по финансам?

Что такое финансовый сектор?
Финансовый сектор — это область экономики, которая отвечает за управление капиталом. В движении финансов задействованы все отрасли экономики, экономическое состояние предприятий каждой отрасли говорит об эффективности ее работы и полезности отрасли для государства.

В финансовом секторе работает примерно 2% трудоспособного населения. Сектор включает в себя деятельность банков, центрального банка, небанковских финансовых организаций, страховых компаний, фондовых бирж, финансовых инвестиционных институтов, пенсионных фондов и т.д. Основная деятельность предприятий сектора — перераспределение свободных финансов (полученных от физических и юридических лиц) в кредиты для других физических и юридических лиц с целью получения дохода. Наличие развитой банковской сети в стране дает возможность каждому человеку получить кредит на открытие и развитие своего бизнеса. Возможность получить займ на развитие необходима малому бизнесу для старта, крупным предприятиям для текущей деятельности и открытия новых направлений. И даже государству – на реализацию инфраструктурных проектов или в случае финансовых трудностей. Распределением финансов и организацией денежных отношений занимается финансовая система.


Что входит: банковское дело, бухгалтерский учет, финансовая аналитика, кредитование, страхование, аудит
Примеры профессий: банкир, аналитик, инвестор, риск-менеджер, андеррайтер, финансовый консультант, аудитор, бухгалтер, валютный кассир, банковский служащий, кредитный эксперт, налоговый инспектор, инспектор таможни, налоговый консультант, казначей, менеджер лизинговых проектов, финансовый контролер, специалист по бюджетированию


Российская экономика претерпела перестройку в начале 90-х гг. Она отличается молодостью, нестабильностью, зависимостью от цен на сырьевые продукты на мировом рынке. Каждый экономический кризис отражается на российских финансовых институтах, поэтому сфера экономики и финансов подвержена постоянным скачкам и изменениям. Специалистам, работающим в этой отрасли, приходится постоянно держать руку на пульсе, контролировать риски и принимать быстрые взвешенные решения.

Сфера экономики и финансов, несмотря на ее рискованность и напряженность, привлекательна как направление профессиональной деятельности: ее отличает высокий уровень зарплат (4-е место среди отраслей по данным Росстата за 2017 г.), интеллектуальный труд и офисная работа (в отличие, например, от добычи и переработки полезных ископаемых). Экономическое и финансовое образование обеспечивает человеку хорошие перспективы карьерного роста не только в финансовом секторе, но и в других отраслях, а также помогают при развитии собственного бизнеса.

Будущее финансового сектора
Облик финансового сектора, как и всех других отраслей, изменяется под воздействием автоматизации и достижений IT-сферы: для удобства пользователей и оптимизации банковских расходов банки внедряют мобильные технологии и онлайн-сервисы. В России уже существуют банки, у которых нет офисов обслуживания, — все операции проводятся онлайн. Виртуализация денежных отношений приводит к тому, что банковский персонал, который общается с клиентами, становится не нужен: количество операторов, кассиров, консультантов сокращается, зато растет необходимость в специалистах по информационной безопасности и специалистах по технической поддержке.

Благодаря внедрению технологии blockchain — способа проверки платежа с помощью цепочки удаленных компьютеров – существование банка как института ставится под сомнение. Человек сможет переводить любые суммы денег в любую страну без участия банка, без обмена валюты и за считанные секунды (сейчас для валютных переводов требуется несколько дней). А краудфандинг (сбор денег на проекты) станет быстрее и проще, чем кредитование в банке: деньги для стартапа можно будет занять не у одного банка, а у всего мирового сообщества — по принципу «с миру по нитке».

Профессии будущего:

    ✔ Оценщик интеллектуальной собственности (консультирует по вопросам ценности бизнес-идей, изобретений, новых технологий)
    ✔ Менеджер краудфандинговых платформ (консультирует авторов бизнес-идей для получения краудфандингового финансирования)
    ✔ Разработчик персональных пенсионных планов (помогает эффективно использовать пенсионные финансы в течение всей жизни)

Как развиваться в сфере экономики и финансов
Люди, выбирающие профессии в этой сфере, успешны в управлении финансами. Они обладают необходимой финансовой грамотностью, разбираются в банковских продуктах, умеют планировать бюджет, чтобы постепенно повышать собственный доход. Работа в финансовом секторе позволяет не только достичь финансового благополучия и построить карьеру, но и приносить значимую пользу людям. Именно специалисты финансового сектора создают такие финансовые инструменты (кредиты, вклады, ипотека, страхование, акции), которые дают каждому жителю страны возможности для финансового роста и улучшения качества жизни.

Если среди школьных предметов вам интересны математика, экономика и обществознание, и вы обыгрываете всех в «Монополию», то, вероятно, стоит попробовать себя в профессиях финансово-экономического профиля.

Что поможет уже сейчас развиваться в этом направлении:

    ✔ Лучший способ стать финансистом – научиться планировать собственные доходы и расходы. Если вам дают карманные деньги, попробуйте записывать траты и ставить себе амбициозные финансовые цели, то есть, копить на что-то дорогостоящее.
    Работа и собственное дело. Ни для кого не секрет, что сейчас уже 12-летние подростки могут открыть свой стартап и зарабатывать миллионы. Если гениальной идеи для бизнеса вы еще не нашли, то, в любом случае, можно попробовать поработать летом. Об идеях для легального летнего заработка читайте наши статьи: здесь и здесь.
    Играйте в стратегические игры (настольные или компьютерные): различные аналоги «Монополии», моделирующие денежные отношения собственников, и игры, заставляющие вас генерировать идеи в условиях ограниченности ресурсов.
    Читайте научно-популярные книги (например, Ниал Фергюсон «Восхождение денег») и подписывайтесь на интересные интернет-ресурсы об экономике и финансах (например, ILoveEconomics.ru).
    Посещайте профильные кружки и курсы при университетах: «Школа молодого экономиста-международника», «Школа молодого предпринимателя», «Экономико-математическая школа» (при МГУ им. М.В. Ломоносова), «Школа экономики» (НИУ ВШЭ).
    Участвуйте в профильных олимпиадах: «Московская олимпиада школьников по экономике» (Минобрнауки), «Юный экономист» (НИУ ВШЭ), олимпиада «Ломоносов» по экономике (МГУ им. М.В. Ломоносова).
    ✔ Чтобы попробовать различные профессии финансово-экономического профиля, приезжайте в наш профориентационный лагерь «Профессионалы будущего» на BizСмену.

Если вы хотите узнать, насколько вам подходят профессии в сфере экономики и финансов, пройдите наш бесплатный тест Финансово-экономический профиль. Он поможет вам оценить свои возможности в профессиях финансового сектора.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


Финансовая сфера экономики — что это такое?

Что такое Финансовая сфера экономики — это совокупность финансовых отношений между различными субъектами.

Денежные отношения разнообразны и на первый взгляд хаотичны. Но это не так. На самом деле все разрозненные сегменты финансовых отношений представляют собой слаженную экономическую систему. Они способны самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Все элементы этого устройства взаимодействуют как между собой, так и с другими системами.
Финансовая сфера экономики - что это такое?
Для того, чтобы лучше разобраться и квалифицировать денежные отношения, можно разделить их на группы и подгруппы. Составить общий структурный план, руководствуясь научными критериями. В зависимости от того какую роль субъект выполняет в экономике государства, можно выделить две основные группы такие, как:

Финансы субъектов хозяйствования

В любом обществе присутствуют носители хозяйственной деятельности, которые снабжают потребительский рынок товарами и услугами. Понятен и тот факт, что каждому государству для функционирования необходимы денежные ресурсы. Именно на финансовой системе субъектов хозяйствования и формируется вся денежная структура государства.  Начинаются процессы распространения и перераспределения стоимости. На этом строится вся хозяйственная деятельность общества. Дальнейшее разделение на подгруппы осуществляется, руководствуясь целями организаций. Созданы они для получения прибыли или нацелены на благотворительные нужды общества. Квалифицировать их можно следующим образом:

  • Финансы коммерческих организаций. Организации, которые осуществляют наращивание прибыли, называются коммерческими.
  • Финансы некоммерческих организаций. Учреждения, созданные для удовлетворения нужд населения в культурном, образовательном, научном или благотворительном направлении и не получающие прибыль от своей деятельности, называются некоммерческими.
  • Финансы индивидуальных предпринимателей. Фундаментом любой финансовой системы служит деятельность частных предпринимателей. Они могут работать без специального образования юридического лица. Но, тем не менее, осуществляют основною статью дохода в государстве.

Все субъекты хозяйствования создаются и осуществляют свою деятельность согласно правовым нормам государства. Каждая организация имеет собственную специфику организационно-правовой формы, которая влияет на формирование внутренних финансовых отношений и создание уставного капитала. А также определяет взаимодействие коммерческого учреждения с другими субъектами хозяйственной деятельности.

Некоммерческие организации также имеют собственную финансовую структуру, которая необходима для корректного функционирования предприятий. Они также имеют собственный уставной фонд, который может быть основан на членских взносах и бюджетных средствах, имеют право на оформление  денежного займа в банке.

В зависимости от осуществления рода деятельности, финансовая составляющая коммерческих организаций в свою очередь делится на финансы акционерных обществ (закрытого и открытого типа), хозяйственных товариществ, бюджет ООО, производственных кооперативов и финансы различных бюджетных организаций. Государственные предприятия в свою очередь разделяются на муниципальные и унитарные. В то время как муниципальные организации полностью находятся в государственной собственности, унитарные распоряжаются финансами по праву хозяйственного управления. И те и другие входят в сферу государственного контролирования.

Некоммерческие учреждения тоже имеют свою собственную структуру, которая состоит из потребительских кооперативов, бюджетов общественных и религиозных объединений, различных финансовых фондов.

Почетное место среди некоммерческих организация занимают финансы бюджетных организаций, потому что именно они обеспечивают важные социальные отрасли такие, как здравоохранение и образование и культура. Жизнеспособность данного вида бюджетных учреждений напрямую зависит от государственного финансирования и управляется бюджетным законодательством.

Индивидуальное предпринимательство в нашей стране появилось сравнительно недавно. И тоже имеет свою уникальную специфику. Частные предприниматели организовывают свой собственный бизнес, рискуя безвозвратно потерять вложенные средства. Сфера оказания услуг огромна. В наше время открыть патент может любой гражданин будь-то врач, юрист или фермер.

В постиндустриальном мире финансовая сфера экономики доминирует над остальными, кроме информационной. Более того наблюдается некий симбиоз, особенно в рамках платформ.

Государственные и муниципальные финансы

Государственная, финансовая система также имеет сложную структуру, все звенья которой тесно сотрудничают между собой. В основном это межбюджетные взаимоотношения на разных уровнях государственной системы. Более того, бюджетные организации тесно соприкасаются с частными фондами.

  • Бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти не могут осуществлять свою деятельность без формирования и потребления необходимых бюджетов. Причем государственные бюджеты имеют разное целевое использование.
  • Внебюджетные фонды. На современном этапе можно выделить три основных государственных внебюджетных фонда: пенсионный, фонд социального и обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды в свою очередь, как государственные образования напрямую сотрудничают с финансами субъектов хозяйствования. В основном через уплату налогов и страховых взносов.

Финансовая сфера — это… Что такое Финансовая сфера?


Финансовая сфера
это область общественных отношений, складывающихся в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств.

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий. В. В. Степанюк. 2010.

  • Физическая культура
  • Форма государственного управления (форма государственной управленческой деятельности

Смотреть что такое «Финансовая сфера» в других словарях:

  • Финансовая пирамида — (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… …   Энциклопедия инвестора

  • Финансовая политика —         совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики (См. Экономическая политика). Характер, социальная… …   Большая советская энциклопедия

  • Экономическая сфера общества — целостная система всех видов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, включающая в себя различные виды предприятий и собственности, различные типы экономической… …   Социологический словарь Socium

  • Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… …   Энциклопедия инвестора

  • Приток капитала — (Cash inflow) Приток капитала это поступление денежных средств в экономику страны от иностранных источников Приток капитала и его влияние на экономику государства, роль иностранных инвестиций в национальных экономиках стран, ввоз и вывоз… …   Энциклопедия инвестора

  • Новочебоксарск — Город Новочебоксарск Ҫӗнӗ Шупашкар Новочебоксарск Флаг Герб …   Википедия

  • Экономика Гондураса — Экономические показатели Валюта лемпира Международные организации МВФ (с 1945) МБРР (с 1945) Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (с 1948) ЦАОР (1960 1969) ВТО (с 1995) CAFTA (с 2005) Союз стран экспортеров бананов (с 1974) Статистика …   Википедия

  • Мариинский Посад — У этого термина существуют и другие значения, см. Сундырь. Город Мариинский Посад Сĕнтĕрвăрри Флаг Герб …   Википедия

  • Экономика Екатеринбурга — Основная статья: Екатеринбург На конец 2011 года в Екатеринбурге было зарегистрировано 198 тысяч предприятий и организаций. среднегодовая численность работников организаций составляет 445,1 тысяч человек.[1] В 2012 году средняя зарплата составила …   Википедия

  • Дериватив — (Derivative) Дериватив это ценная бумага, основанная на одном или нескольких базовых активах Дериватив, как производный финансовый инструмент, виды и классификация ценных бумаг, рынок деривативов в мире и России Содержание >>>>>>> …   Энциклопедия инвестора


Понятие, сферы и звенья финансовой системы

 

 Финансовые отношения очень многообразны. Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой.

Несмотря на то, что каждый элемент в фи­нансовой системе относительно самостоятелен, выполняет толь­ко ему присущие специфические функции, тем не менее, все эле­менты взаимодействуют как между собой, так и с другими систе­мами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в общест­ве обладает органической целостностью, способной к развитию.

В процессе выделения составных частей финансовых отно­шений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием.

Первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отноше­ний подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финан­совые отношения подразделяются на две большие группы, назы­ваемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъ­екты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услуга­ми, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осу­ществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финан­сы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой фи­нансовой системы, именно в этой сфере происходит формирова­ние первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Дальнейшая группировка фи­нансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяй­ствования осуществляется в зависимости от характера деятель­ности субъекта, который оказывает влияние на источники фор­мирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятель­ности преследуют извлечение прибыли, они являются коммер­ческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не пресле­дуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; фи­нансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации (некоммерческие).

Кроме юридических лиц участниками товарного производ­ства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйство­вания выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в опреде­ленных организационно-правовых формах, закрепленных зако­нодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене фи­нансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финан­совой ответственности перед другими субъектами и т.д.

Организационно-правовые формы некоммерческих органи­заций также оказывают влияние на организацию финансов, нап­ример, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяй­ственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Осо­бое место среди них занимают финансы государственных и муни­ципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитар­ных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления.

Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий на­ходятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких ор­ганизаций происходит определенное имущественное обособле­ние передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокуп­ностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют финансы уч­реждений, финансы потребительских кооперативов, финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего, потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п.

Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательством.

Финансы бюджетных уч­реждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущест­ва и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного уч­реждения правом распоряжения этим имуществом (правом опе­ративного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появи­лось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно. Под предпринимательской деятель­ностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торгов­ли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их лич­ные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский до­ход может использоваться не только на ведение и расширение де­ла, но и на личное потребление.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают воз­можностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финан­совой системы, воздействовать на объем и структуру обществен­ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

Органы государственной власти и местного самоуп­равления не могут существовать без формирования и использова­ния соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются фи­нансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти ор­ганы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение.

Кроме того, в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источ­ника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды обра­зуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных эконо­мических и экологических мероприятий. Таким образом, в соста­ве сферы государственных и муниципальных финансов выделя­ют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организа­ционные формы бюджетов, которые соответствуют уровню влас­ти: федеральный бюджет, бюдже­ты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным инструментом пере­распределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит фор­мирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджет­ных отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации име­ется шесть различных видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет 89. Сюда относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 6 краевых, 49 областных, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, выделяют­ся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений..

В настоящее время в Рос­сии функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначенияПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства кото­рых используются в качестве дополнительного источника фи­нансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерациифонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важ­ное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределя­емых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления го­сударственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалид­ности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного по­лучения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включа­ются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинс­кая помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслужива­нию беременности и родов и т.п.

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансо­вых отношений, имеет следующий вид (рис. 1).

Рис. 1. Сферы и звенья финансовой системы

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаи­модействуют с государственными и муниципальными финанса­ми — при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и вне­бюджетные фонды, при получении бюджетных средств некото­рыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между орга­низациями существуют взаимосвязи при осуществлении финан­совых операций, к которым относятся, например, уплата штра­фов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивиден­дов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера фи­нансовой системы также характеризуются тесным взаимодей­ствием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюд­жетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фон­дам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных цен­ных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ре­сурсы последних формируются в основном за счет средств бюд­жетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финан­сами субъектов хозяйствования — при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, нало­гов и других платежей и при получении субъектами хозяйствова­ния сумм на определенные виды расходов; с бюджетом — при по­лучении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного саль­до для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджет­ными фондами — при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансо­вых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

 

Финансовая система, её сферы и звенья. — Студопедия.Нет

Финансовая система — исторически сформировавшаяся и юридически закрепленная действующим законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование фин. ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Финансовая система состоит из трех сфер, а те, в свою очередь, — из звеньев:

1) Государственные финансы (централизованные фонды):

Федеральный бюджет,

Региональные бюджеты,

Местные бюджеты,

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования)

Финансы государственных предприятий

2) Финансы предприятий и учреждений (децентрализованные фонды):

Финансы предприятий,

Финансы домашнего хозяйства

3) Страхование (специфические фонды, включающие в т.ч. технические резервы).

Сферы децентрализованных и централизованных финансов различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Государственные финансы создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Децентрализованные фонды предприятий образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Функции финансовой системы:

1. Планирование — формулирование целей и выбор путей их достижения с учетом

полномочий, закрепленных за каждым звеном финансовой системы, реализуется

через составление бюджетов, балансов, планов на соответствующий финансовый

год или перспективу, определение порядка налогообложения и т. д.

2. Организация бюджетного устройства, классификации, определение прав и

обязанностей отдельных подразделений фин. органов и институтов.

3. Стимулирование основывается на деятельности, направленной на реализацию

поставленных целей.

4 контроль

Государственные финансы.

Государственные финансы — комплекс финансовых операций органов государственного управления, связанные с формированием, распределением и использованием

централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и

местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных

задач.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Они включают:

Систему бюджетов,

Внебюджетные фонды,

Государственный кредит,

Финансы государственных предприятий.

Система государственных финансов по уровням управления подразделяется на

центральный (общегосударственный, федеральный),

региональный и

местный уровни,

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет — фонд денежных средств Правительства.

2) региональные бюджеты (в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга),

3) местные бюджеты (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Внебюджетные фонды являются автономными государственными организациями, которые управляют поступающими в эти фонды обязательными платежами от предприятий, организаций и отдельных лиц. Они имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры и др.

Таким образом, центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды, где аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы.

Бюджетные фонды

◦ Резервный фонд (часть фед.бюджета; подлежит обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта)

◦ Фонд национального благосостояния (в целях обеспечениясофинансирования добровольных пенсионных накоплений гражданРоссийской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытиядефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

Государственный кредит — отражает кредитные отношения заимствования

государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных

средств различных субъектов экономики для финансирования государственных

расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставления

государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам

внутри страны и за рубежом. Государство как субъект экономических отношений

Финансы страхования

Страхование — особая эк. деятельность, где объектом купли-продажи выступает

страховая защищенность, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в

условиях риска. Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков

от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их

предупреждению.

Страхование отвечает двум основным признакам финансов —аккумулированию

денежных средств в определенных фондах и распределению этих фондов

определенным образом. Основой страхования также является национальный доход.

Суть страхования сводится к формированию за счет взносов страхователей страхового фонда и его использованию для выплаты страховых возмещений. Создаваемый страховой фонд называют страховым фондом страховщика — предприятия (юридического лица), деятельность которого направлена на осуществление страховых операций. Перераспределительные отношения в страховании связаны с вероятностью наступления страхового случая, т. е. непредвиденного и непреодолимого события, наносящего материальный или иной ущерб народному хозяйству или населению. При страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между всеми страхователями, за счет взносов которых был сформирован страховой фонд. Чем шире будет круг страхователей, тем меньшая доля ущерба будет приходиться на каждого из них и тем большей будет концентрация финансовых ресурсов в страховом фонде страховщика. Страховые платежи каждого страхователя имеют только одно назначение — компенсацию определенной доли ущерба в течение определенного периода времени. Поэтому вся сумма страховых платежей (без учета расходов на ведение страхового дела) возвращается страхователям в течение времени, принятого в расчет при формировании самого страхового фонда.

Источники финансовых средств страховой компании

1) Изначальным при учреждении страховой фирмы источником является

уставный капитал, который может быть создан за счет собственного капитала

учредителей и заемного капитала.

2) Другим (расчетным) источником в результате страховых сделок становятся

страховые взносы. Через реальные страховые взносы (премии, платежи) основная

часть расчетного тарифа превращается в страховые резервы фирмы.

3) Отсюда третьим источником основ экономики страховщика становится

прибыль, получаемая от инвестиций временно свободных страховых резервов.

Прибыль страховой компании:

а) Прибыли, непосредственно полученной от страховой деятельности (заложенная

в нагрузке).

б) Прибыль от нестраховой деятельности компании (от инвестирования в ценные

бумаги, банковские депозиты, недвижимость и т.д.)

в) Прибыль от прочих услуг — консультационные, посреднические и т.д.

Финансы. Функции, сущность и признаки финансов. Государственные, децентрализованные, местный финансы. Органы управления финансами

01.09.2020

45175

Автор: Редакция Myfin.by

Фото: pixabay.com

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Последние новости:

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • ГТК;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

статей, оценки, аналитика мирового финансового рынка, котировки валют и котировок акций в реальном времени на finanz.ru

Основные биржевые котировки

РУБ руб. руб. руб. долларов США долларов США
Индекс ММВБ

2 794,27

0,00%

02:59:59

Индекс PTC

1 135,12

0,20%

18:50:00

ДОУ.J

28 197,00

0,01%

22:59:28

NAS100

11 639,30

0,04%

22:59:28

S&P 500

3 427,80

0,03%

22:59:28

NIKKEI

23 584,20

-0,37%

22:59:28

DAX

12 737,70

-0,91%

22:59:28

ESTX50

3 208,82

-1,04%

22:59:28

ЕВРО /

91,2903

-0,27%

01:43:19

долл. США /

77,5750

-0,28%

01:43:19

CHF /

85,2004

-0,27%

01:45:30

GBP /

100,4364

-0,23%

01:45:30

BTC /

11 777,03

0,20%

01:45:30

BCC / USD

249,1033

-0,21%

01:45:30

ETH /

379,63

-0,10%

01:45:30

Золото

1 901,22

0,04%

22:59:28

Серебро

24,18

0,08%

22:59:28

Медь

6 776,35

0,72%

22:55:06

Нефть

42,41

-0,84%

22:59:28

.

перевод, произношение, транскрипция, примеры использования

Медицинские счета больно ударили по моему карману. ☰

Отдел глобется финансовым директором. №

Концерты эти финансируются Советом по делам искусств. ☰

Г-н Гладстон обладает выдающимся финансовым талантом.

У мистера Гладстона выдающийся талант финансиста. №

Вопрос обсуждался на заседании финансового комитета.

Данный вопрос обсуждался на комитет по финансам.☰

В Соединенных Штатах известные финансовые компании стали спонсорами крупных американских кинокорпораций.

Американские финансисты становятся спонсорами крупных киностудий. ☰

Министр финансов России

министр финансов России ☰

Его родители финансировали его высшее образование.

Родители оплатили его учёбу в колледже. ☰

выпускников колледжей, стремящихся сделать карьеру в финансовой области

выпускников колледжа, которые стремятся сделать карьеру в финансовой области ☰

Он работает в финансовом комитете.

Он в финансовом комитете. ☰

финансовый отдел компании

финансовый отдел данной компании ☰

Можем ли мы профинансировать пристройку к нашему дому?

Можем ли мы профинансировать пристройку к нашему дому? ☰

Трухильо занимал пост министра финансов.

Трухильо занимал должность министра финансов. ☰

Она изучает личные финансы.

Она ходит на курсы по управлению личными средствами.☰

Библиотека закрылась из-за отсутствия финансов.

Библиотека закрылась из-за недостатка средств. ☰

Исследование финансировалось за счет государственного гранта.

Финансирование исследования осуществлялось за счёт гранта правительства. ☰

расплывчатое и нечеткое представление о мире финансов

смутное и нечёткое представление о мире финансов ☰

Нам нужно привлечь финансирование для дальнейших исследований.

Мы должны привлечь финансирование для дальнейших исследований.☰

Финансовый язык для меня совершенно чужой.

Язык финансов мне совершенно чужд. ☰

Финансовый отдел ведет все счета.

Финансовый отдел обслуживает все счета. ☰

Финансовая компания теперь владеет домом.

Финансовая компания сейчас владеет этим домом. ☰

Финансовый директор жестко контролирует расходы.

Финансовый директор держит расходы под жёстким контролем.☰

Достаточно ли средств было выделено для финансирования проекта?

Достаточно ли средств выделяется на финансирование этого проекта? ☰

Финансирование сделки в принципе одобрено.

Финансирование данной сделки было в принципе одобрено. ☰

Конгресс предпринял вялые попытки финансовой реформы.

Конгресс предпринял нерешительные попытки финансовых реформ. ☰

эксперт в области финансов, который предсказывает глобальную экономическую катастрофу

эксперт в области финансов, который предсказывает глобальную экономическую катастрофу ☰

Питер возьмет на себя руководство финансовым отделом.

Питер возьмёт на себя руководство финансовым отделом. ☰

.

Акции, доверительное управление, обучение торговле на бирже

Речь председателя ФРС Пауэлла 19.10.2020 15:00:00 США
Выступление члена FOMC Вильямса 19.10.2020 16:00:00 США
Индекс рыночной стоимости жилья НАХБ 19.10.2020 17:00:00 США
Выступление Fed Clarida 19.10.2020 18:45:00 США
Ежемесячный отчёт о состоянии бюджета 19.10.2020 21:00:00 США
Речь Федерального правительства 19.10.2020 21:20:00 США
Речь пр.Харкер из ФРС 19.10.2020 22:00:00 США
Объём строит. новых домов (м / м) 20.10.2020 15:30:00 США
Число выданных разрешений на строит. (м / м) 20.10.2020 15:30:00 США
Объём строит.новых домов 20.10.2020 15:30:00 США
Число выданных разрешений на строит. 20.10.2020 15:30:00 США
Выступление Феда Куорлза 20.10.2020 17:50:00 США
Выступление Эванса из ФРС 20.10.2020 20:00:00 США
Изменение запасов сырой нефти API 20.10.2020 23:30:00 США
Выступление Брейнард из ФРС 21.10.2020 15:50:00 США
Выступление члена FOMC Мейстер 21.10.2020 17:00:00 США
Запасы бензина от EIA 21.10.2020 17:30:00 США
Изменение запасов дистиллятов по EIA 21.10.2020 17:30:00 США
Запасы сырой нефти от EIA 21.10.2020 17:30:00 США
Изменение запасов нефти на терминалах штата Оклахомы EIA 21.10.2020 17:30:00 США
Бежевая книга ФРС 21.10.2020 21:00:00 США
Речь пр. Каплан из ФРС 22.10.2020 01:00:00 США
Количество первичных обращений за пособиями по безработице 22.10.2020 15:30:00 США
Продажи на вторичном рынке жилья (м / м) 22.10.2020 17:00:00 США
Продажи на вторичном рынке жилья 22.10.2020 17:00:00 США
Выступление Феда Баркина 22.10.2020 20:10:00 США
Индекс деловой актив.в сф. услуг Markit PMI Предв. 23.10.2020 16:45:00 США
Индекс деловой актив. в производ. сект. Markit PMI Предв. 23.10.2020 16:45:00 США
Композитный индекс деловой актив. Markit PMI Markit PMI Предв. 23.10.2020 16:45:00 США
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *