Волна популярности такой литературы докатилась и до России — в этом году, например, на русском вышла книга Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет». Тем временем Ричард Уотсон, консультант крупнейших мировых компаний по вопросам будущего, основатель сайта о трендах nowandnext.com и колумнист сайта Fast Company. Мы отобрали самые интересные тенденции, они же — идеи для бизнеса, которые могут помочь многим заработать не один миллион namillion.com.
Коллективное владение.
Стремление сократить выплаты по ипотеке, аренде и другие расходы заставят нас снимать жилье или покупать квартиру коллективно. По словам Марии Литинецкой, генерального директора компании «МИЭЛЬ-Новостройки», на рынке загородной недвижимости все популярнее дуплексы — фактически один дом на две семьи.
В некоторых действующих ипотечных программах допускается выдача кредита более чем одному заемщику. При этом созаемщики (максимум трое) должны быть родственниками. Литинецкая говорит, что некоторые банки — например, Сбербанк и «Возрождение» —рассматривают в качестве созаемщиков лиц, состоящих в гражданском банке. И лишь «Нордеа банк» готов предусматривает возможность предоставления кредита нескольким созаемщикам, невзирая на родственные связи.
Мобильный кошелек
Расплатиться за недорогие покупки (банку пива или обед в McDonalds) можно будет с мобильного телефона или специального аппарата под названием e-tag. Уже сейчас так производится оплата за парковку в некоторых странах, а в Финляндии можно воспользоваться платным туалетом, отправив SMS на короткий номер.
В России перспектива появления таких технологий пока весьма отдаленная. По словам Эльдара Муртазина, ведущего аналитика Mobile Research Group, у нас нет бесконтактных считывателей, необходимых для внедрения e-tag. Их пока не применяют широко даже в Европе и Америке, но зато мобильные покупки вошли в повседневную жизнь японцев и корейцев.
Мгновенное страхование
Способы продажи страховых услуг множатся — финансовые супермаркеты уже не воспринимаются экзотикой.
Но есть у страховщиков новые горизонты и по части расширения линейки продуктов — например, «сиюминутное» страхование. Нарисованная Ричардом Уотсоном картина будущего предполагает, что люди смогут застраховаться онлайн перед поездкой на американских горках или прыжком с парашютом. В компании «Ингосстрах», правда, выразили скепсис в отношении того, что в ближайшее время российские страховщики озаботятся оказанием таких услуг.
Еда — лекарство
Еда станет многофункциональной: вода будет лечить головную боль, а обогащенные кукурузные хлопья – угревую сыпь. Но не окажется ли такая еда вреднее обычных лекарств? «Тут надо разбираться, как именно они обогащены, — говорит Андрей Даниленко («Русские фермы»). — Если за счет технологии производства — это одно, если химически — другое. Но у нас люди восприимчивые к рекламе таких продуктов, поэтому производителям нужно будет просто выбрать правильную стратегию продвижения».
Магазины быстрого выбора
Известно, что очень большой выбор однотипных товаров не увеличивает, а уменьшает продажи. Супермаркеты с гигантскими торговыми залами, стремящиеся поразить покупателя разнообразием, пока недостаточно это учитывают.
Еще один, похожий тренд — от супермаркетов с многообразием еды мы перейдем к монопродуктовым магазинам и кафе. А вы думали, почему пиццерии пользуются такой популярностью по всему миру? Потому что клиентам не надо выбирать из кучи продуктов. «Примеры этого есть уже давно – магазин «Океан», специализирующийся на морепродуктах, булочные и так далее, — говорит Максим Трапезников, представитель X5 Retail Group N. V., — но трендом я бы это не назвал: может, на западе людям и нравится покупать все в разных местах, но думаю, для России это неактуально. Удобнее покупать все в одном магазине».