Ма Юнь (он же Джек Ма) - владелец и исполнительный директор Alibaba Group (Alibaba.com, Taobao.com, Alipay.com) занимающейся интернет бизнесом. В 2013 г. Ма Юнь стал «человеком года» по версии Financial Times.
Для нации, успех которой в основном строится на копировании идей со всего света, Ма — настоящий инноватор. Пока его сверстники клепали «китайский Google», «отечественный Amazon» или «Twitter по-нашему», Ма в 1999 г. создавал в своей квартире В2В-модель, аналогов которой в то время не было.
В 1999 г. Ма собрал 17 друзей и основал на своей ханчжоуской квартире компанию Alibaba. Одним из главных его вкладов были воодушевляющие речи. «Китайские мозги не хуже [западных], вот почему мы имеем наглость конкурировать с американцами,— Если мы — отличная команда, если знаем, к чему стремимся, то каждый из нас побьет десяток их!»
С чего все начиналось: модель Alibaba
Модель Alibaba была проста. Есть мелкие и средние компании из развивающихся стран, которые ищут клиентов за рубежом. Как правило, ради этого они отправляются на специализированные выставки. Но это дорого. Так почему бы не открыть в сети нечто вроде рынка, где компании-потребители в развитых странах могут связаться с компаниями-поставщиками в странах, развивающихся?
Уже в октябре 1999 г. на площадке была размещена информация более чем о 40 000 фирм из Китая, Кореи, России и других государств, предлагающих все: от игрушек до слябов. Подразделение прямых инвестиций Goldman Sachs в том же году заплатило $5 млн за 25% акций Alibaba.
В 2003 г. Alibaba принесла первую прибыль своим основателям и запустила сервис Taobao — конкурента американского eBay, через который тогда совершалось 80% сделок купли-продажи между физлицами в Китае. В серии интервью зарубежным СМИ Ма объявил войну американцам.
EBay — это акула в океане, но я — крокодил в реке Янцзы. Если будем сражаться за океан, мы проиграем, но мы-то бьемся за реку и одержим верх
— говорил Ма в интервью Forbes.
Выглядело это как плохая шутка. Но прогноз, данный Ма еще в 1999 г., стал сбываться: «Интернет — это бег на дистанцию в 3 км. Американские компании выиграли всего лишь первые 100 м». В 2007 г. доля eBay на китайском рынке упала ниже 8%, а акции Taobao подорожали на 84%.
Миру наплевать на то, что вы скажете, важно то, что вы сделаете
Советы предпринимателям
- Часто бывает так, что хорошую возможность сложно объяснить понятно. То, что можно просто и легко объяснить, как правило, не является хорошей возможностью.
- В качестве партнера вы должны найти кого-то, кто дополняет ваши умения. Вам не обязательно нужен кто-то успешный. Ищите правильных людей, а не лучших людей.
- Самое ненадежное в этом мире — это отношения между людьми.
- «Бесплатно» — очень дорогое слово.
- Сегодня будет непросто, завтра будет еще хуже, но послезавтра все будет прекрасно.
- Настоящие возможности лежат там, где их никто не видит.
- Старайтесь, чтобы ваши сотрудники приходили на работу с радостью.
- Номер один это клиенты. Номер два — сотрудники. И только потом, под номером три — акционеры.
- Начинайте адаптироваться к новым условиям до того, как их заметили другие.
- Забудьте про деньги и про то, как вы будете их зарабатывать.
- Вместо того, чтобы внедрять какие-то мелкие фишки и трюки, сфокусируйтесь на стабильности и долгосрочных планах.
- Ваше отношение определяет то, как далеко вы пойдете.
Гораздо легче объединить людей вокруг общей идеи, чем вокруг одного лидера, каким бы невероятным он ни был.
Чего, по мнению Ма Юня, нельзя делать
- Самые плохие качества для предпринимателя: быть снобом, не уметь адекватно оценивать обстановку, взять высокий темп и не иметь возможности его поддерживать, не обладать умением смотреть вперед.
- Если вы не знаете все про ваших конкурентов, или вы недооцениваете их, или вы не видите в них угрозу, то вы обязательно проиграете.
- Если ваш конкурент меньше вас, или слишком слаб, вы все равно должны относиться к нему, как к равному. Аналогично, если ваш конкурент гораздо больше вас, не бойтесь его.
Если вы тратите все время на работу, рано или поздно вы пожалеете об этом.
Я всегда говорю себе, что мы рождены не для работы, а для того, чтобы наслаждаться жизнью. Для того, чтобы делать жизнь других людей лучше, а не для того, чтобы проводить все время в работе.